Выпускаемые в нашей стране в значительных объемах теплоизоляционные ячеистые бетоны (более 2,5 мли. м3 плит и год) имеют высокую прочность — более 1 110Гс/см2, низкую стоимость — около 13 р. за 1 м3, широкую сырьевую базу, и том числе отходы промышленности, повышенную огнестойкость. Несмотря ил эти преимущества, они не находят применении в эффективных стеновых слоистых конструкциях и кровельных металлических конструкциях из-за повышенной объемной массы (350— 400 жг/м3) и повышенной теплопроводности (0,09—0.11 Вт/(м-К))
Теплоизоляцнонный ячеистый бетон, выпускаемый на некоторых заводах — на Павлодарском комбинате ЖБИ № 4, каунасском заводе Бнтукас, Набережно-Челнинском заводе ячеистого бетона, комбинате строительных материалов объединения Ворошиловграджелезобетон, Белгород-Днестровском — характеризуется минимальной объемной массой 300—350 кг/м3 и прочностью 8— 12 кгс/см2.
Исследования технологии ячеистых бетонов показывают, что применение комплексных добавок: ускорителей твердения, пластифицирующих и воздухововлекающих веществ — позволяет обеспечить производство ячеистого бетона объемной массой 250—300 кг/м3. В отраслевой лаборатории МИСИ им. В. В. Куйбышева отработаны технологические параметры получения ячеистого бетона объемной массой 160—200 кг/м3 и теплопроводностью в сухом состоянии 0,04—0 046 ккал/(.м-ч-град; (0,046— 0,053 Вт/См-К)).
Освоение заводской технологии получения массивов высотой 600 мм, определение свойств, транспортабельности и моптажности, а также повышение строительно-эксплуатационных характеристик ячеистого бетона объемной массой 200 кг/м3 проводились на Белгород-Днестровском экспериментальном заводе ячеистого бетона. В основу технологии положена трехстадийкая поризаиия
Ячеистобетонные массивы размером 6000X1500X600 /мм формовали в формах со съемными бортами. Перед обработкой массивы разрезали на блоки размером 1500Х Х-бООХ-зОО мм. Режим автоклавной обработки 3+10+3 ч при давлении пара 9 кгс/см2. Бетон формовали отдельными партиями по 2—3 массива с целью проверки стабильности разработанной технологии в условиях заводского производства. Выпущено 120 м3 бетона, характеризующегося изменением объемной массы от 185 до 220 кг/м3 и пределом прочности при сжатии от 3,5 до 5,5 кгс/см2. Результаты испытаний приведены в таблице, теплопроводность (исследования (выполнены Одесским ПСИ) показана на рис. 1.
С целью повышения сохранности ячеистобетопных изделий и уменьшения нх увлажнения в процессе транспортировки, монтажа и эксплуатации разрабатывались методы защиты и упрочнения бетонных плит поверхностной пропиткой и оклейкой листовым гидрофобным материалом. При подборе пропиточных составов изучена эффективность применения следующих композиций: глина — жидкое стекло, глина—битум, битум — цемент—-бензин, латекс, латекс—вода — цемент, латекс — (глина — цемент и др. Оценка покрытий производилась по следующим показателям: сплошность, шелушение и отслоение разбухание покрытия при длительном действии воды. В достаточной степени этим требованиям отвечают мастики на основе битума и латекса. В качестве листового материала для оклейки бетона использовали пергамин и рубероид на клеящей основе из битума или латекса.
Исследование защитных свойств пронитки и оклейки производили при испытании образцов (кубы, призмы и плиты размером 500X500X800 мм) на водопоглощение, капиллярный подсос, а также на водопоглощение при прямом дождевании (рис. 2). Защитные покрытия на основе мастик и оклейки обеспечивают снижение водопоглощения на 30— 40%, капиллярного подсоса на 45—60%, увлажнения при дождевании на 75— 120%. Теплопроводность значимо не изменяется.
Испытания плит на транспортабельность проводились при перевозке автотранспортом в деревянном контейнере на расстояния до 300 мм. Сохранность плит определяли при внешнем осмотре и по потере массы. При перевозке без оклейки 12—16% плит разрушилось на несколько частей, остальные имели около углов, ребер; потери массы составляли от 10 до 15%. Плиты с оклейкой листами пергамина и рубероида практически не имели повреждений. С целью более полного определения влияния оклейки на повышение жесткости плит проведены испытания на изгиб. Плиты без оклейки разрушились на несколько частей при нагрузке 15—20 кге на одну плиту. Плиты с оклейкой не разрушаются при нагрузке 60—70 кгс. В бетоне иногда образуются одна — две трещины без разрыва листового (материала.
Такие плиты практически пригодны к применению.
Результаты исследований показывают, что несложными технологическими приемами можно значительно повысить транспортабельность и водостойкость изделий из ячеистого бетона объемной массой 200 кгДч3. Используемые с этой целью материалы широко применяются в строительстве, а предложенные технологические операции являются составной частью работ по гидроизоляции крыш, выполняемых на строительных объектах.