ШЛЮЗОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ Навигационная сигнализация —

Навигационная сигнализация — светофорная и стоповая — предназначена для управления судопропуском через шлюзы и ограничения мест стоянки судов к причальной стенке и в камерах.

Светофорная сигнализация. Для светофорной сигнализации на шлюзах используют двузначные светофоры. Зеленый огонь разрешает переход судов, красный — запрещает. Огни светофоров должны быть обращены в сторону подхода судов и видны с расстояния не менее I км.

В зависимости от места расположения и назначения светофоры бывают входные, выходные, дальние и промежуточные (рис. 8.1, а). Входные и выходные светофоры устанавливаются перед соответствующими воротами и управляют процессом пропуска судна через камеру шлюза. Светофоры дальнего действия размещают на каждом бьефе на расстоянии 400—600 м от камеры и предназначены для разрешения или запрещения подхода и швартовки судов у причальной стенки. Промежуточные светофоры предусматривают при большой длине причальной стенки. Их располагают между входным и дальним светофорами и они разрешают (или запрещают) подход и швартовку судов к ближней части причальной стенки шлюза.

Управляют светофорами с центрального пульта с помощью специальных переключателей. Для контроля за работой светофора на центральном пульте смонтированы лампы, дублирующие огни светофоров. Например, при зажигании лампы зеленого света светофора немедленно зажигается аналогичная лампа на пульте управления.

На шлюзах используют двузначные линзовые светофоры железнодорожного типа, которые размещают на опорах или зданиях механизмов шлюза с правой стороны по направлению движения на высоте 4—6 м над уровнем воды. Основные части светофора: двузначная светоупорная головка, светофорные трансформаторы и токовые реле.

При подаче питания на цепи светофорной сигнализации (рис. 8.1, б) одной камеры шлюза включаются красные лампы светофоров Н1, Н5, Н9, Н15, Н19, Н23 и светофорные реле К1, КЗ, К5, К8, КЮ, К12, которые в свою очередь с помощью соответствующих контактов включают красные дублирующие лампы на центральном пульте.

Зеленые дальние светофоры включают ключом S1 при шлюзовании «Вниз» и ключом S3 при шлюзовании «Вверх». Ключ S2 включает зеленый свет входных и выходных светофоров. Например, при замыкании ключа S1 зажигается зеленый дальний светофор НЗ. Одновременно получает питание катушка светофорного реле К2, которое своими контактами обесточивает реле К1, отключает красный светофор Н1 и включает дублирующую лампу Н4 на пульте управления. Реле К1, потеряв питание, размыкает свой контакт в цепи дублирующей красной лампы Н2, и она гаснет.

Зеленый сигнальный огонь входных и выходных светофоров может загореться только при полностью открытых соответствующих воротах. Для этого в цепь зеленых светофоров верхней головы Н7 и Н11 введены контакты концевого реле открытия верхних ворот К13 и конечного выключателя верхнего аварийного затвора S4, а в цепь зеленых светофоров нижней головы Н13 и Н17 введены контакты концевых реле открытия нижних ворот К14. При открытии верхних ворот контакты К13 и S4 замыкаются, и, переводя рукоятку ключа S2 в положение «Выход», оператор включает тем самым зеленую лампу входа Н7.

В схеме применена блокировка от одновременного зажигания зеленых светофоров входа и выхода. Так, например, при замыкании цепи зеленого входного светофора верхней головы НИ светофорное реле Кб обесточивает реле К5, которое отключает цепь зеленого светофора выхода Н7.

Размыкание первичной или вторичной цепи светофорного трансформатора, в том числе перегорание светофорной лампы, сопровождается отключением светофорного реле и дублирующей лампы.

При цикловом управлении переключатель S2 устанавливают в положение «Выход и автоматическое управление». Контакты циклового ключа S6 введены в цепь зеленых входных светофоров Н11 и Н13 и замкнуты в положении ключа «Подготовить». В схеме имеется блокировка от одновременного включения зеленых входных и выходных светофоров. Так, например, при команде «Подготовить шлюзование вверх» включен зеленый входной светофор Н13 через замкнутые контакты S2, S5 и S14, а зеленый выходной светофор Н17 отключен с помощью реле К8, катушка которого обесточивается при срабатывании светофорного реле.

Стоповая сигнализация. Она предназначена для ограничения подхода судов к воротам шлюза при ожидании шлюзования. Неэлектрифицированная стоповая сигнализация предназначена для светлого времени суток и выполняют ее в виде вертикальных полос красного цвета с белой надписью «Стоп», наносимых на стенках камеры или на отдельных щитах. Электрифицированная стоповая сигнализация действует в темное время суток и состоит из неоновых трубок или специальных светильников — «стоп-огней». «Стоп-огни» подключают к сети дежурного наружного освещения шлюза и включают из помещения центрального пульта одновременно с ним.

«Стоп-огни» размещены в узком металлическом шкафу с отражателем на лицевой стороне. В фокусе отражателй установлены две неоновые лампы-трубки. Применение неоновых трубок обеспечивает непрерывную работу «стоп-огня», так как при выходе из строя одной из них другая включается автоматически. Внутри корпуса размещены также один или два трансформатора, предохранители и дверной блокировочный выключатель.

Categories :
Яндекс.Метрика