ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ —

Форма пешеходного пространства зависит от размещения, формы и композиции городского центра. При этом основными определяющими элементами пешеходных передвижений являются природные особенности, характер рельефа и различные объекты тяготения. Сравнительно малая территория городских центров в малых городах НРБ — до 30 тыс. жителей при максимальной площади центра 6 га (норматив 2 м2/чел.) становится причиной формирования одного или нескольких пешеходных пространств (улицы, площади, зеленые зоны), которые могут быть отнесены друг от друга и от транспортного движения или же могут быть связаны между собой, образуя единое пешеходное пространство. Характерны в этом отношении сохранившиеся до сих пор старинные улицы и торговые площади в центрах малых городов эпохи Возрождения — Трявна, Калофер, Копривштица и др.

Малые города вследствие их непрерывного развития переходят в категорию средних, что сопровождается расширением и совершенствованием различных функций центра и усложнением его композиции. В результате этого планировочная структура пешеходных пространств претерпевает как количественные, так и качественные изменения — они разрастаются и обогащаются новыми формами. Обыкновенные, нередко изолированные пешеходные пространства непрерывно стремятся охватить как можно большую территорию центра. Увеличение значимости пешеходных связей вследствие роста уровня автомобилизации стимулирует интеграцию пешеходных пространств. Например, в некоторых средних городах пешеходным пространством является центральная городская площадь или группа площадей, связанная вливающимися в них улицами. В других случаях главная пешеходная, в которую вливаются множество более малых, является основным пешеходным «остовом». Необходимость в более прямых пешеходных связях треуют поиска возможностей для создания пешеходных коридор ров, «.пробитых» в существующей городской структуре. Таким образом возникла идея использования пешеходных пассажей, внутриквартальных дворов, различных «заливов» в застройке, а также любого свободного пространства, которое может вдохнуть новую жизнь в существующую структуру города.

Непрерывное интегрирование пешеходных пространств, имеющих различный вид и величину, постепенно приводит к создания то целостной, непрерывной пешеходной системы, органически! включенной в структуру городского центра. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда есть условия, способствующие правильной организации пешеходного движения. Следовательно, городской центр малого города должен проектироваться таким образом, чтобы впоследствии, когда потребуется?

Пешеходная система все больше совершенствуется. Необходимость применять самые различные варианты разделения пешеходного и транспортного движения приводит к развитию пешеходного пространства в составе усложненной как в плане,, так и в пространстве пешеходной системы. Пешеходным пространством как частью этой системы может быть пешеходная улица, площадь, а также подземный и надземный переходы, расположенные на различных уровнях по отношению к уровню земли. Таким образом, усложненная функциональная организация городской структуры порождает необходимость в многоступенчатой и разветвленной пешеходной системе. Роль большого города в территориальной системе всей страны требует создания городского центра, который может взять на себя функции даже в общенациональном масштабе. Следовательно,, его пешеходная система должна иметь планировочную структуру, способствующую такому развитию центра.

Зарубежные исследования и проектные предложения, разработанные для городов НРБ, показывают, что пешеходная планировочная структура городского центра может быть составлена из отдельных пешеходных пространств (пешеходные улицы, пассажи, площади, тротуары и т. п.) или представлять собой систему пешеходных пространств.

Categories :
Яндекс.Метрика