Предприятия I и II категорий целесообразно размещать не разрозненно, а концентрировать в большие группы, находящиеся на общей территории и образующие промышленные районы (зоны). Промышленные районы существенно влияют на размеры городов, их планировочную структуру и условия жизни горожан. В индустриальных городах промышленные районы занимают до 50—60 % территории (в среднем 25—35 %, при минимуме 15 %), являясь основным градообразующим ядром.
При выборе территории для промышленного района необходимо учитывать природно-климатические и топографические условия (рельеф и уклон местности, направление, скорость и повторяемость ветров, влажность воздуха и др.), инженерно-геологическую характеристику территории (род грунта, его прочность, уровень грунтовых вод, вероятность затопления паводками, наличие оврагов, заболоченных мест и т.п.), возможность удаления и обезвреживания сточных вод, наличие источников водоснабжения и сетей энергоснабжения, обеспечение железнодорожным, автомобильным или водным транспортом.
Городские промышленные районы с предприятиями, выделяющими вредные вещества (газ, дым, копоть, пыль, неприятные запахи), необходимо располагать с подветренной стороны по отношению к ближайшему району селитебной части города.
Господствующее направление ветров принимают по, так называемой, розе ветров, которая представляет собой схему распределения ветров по направлению и повторяемости, а иногда и скорости (данные берут в климатологическом справочнике). Для ее построения проводят из одной точки (где условно помещен искомый город) прямые по направлению 16 румбов и на каждой из них откладывают столько единиц, сколько раз в этом направлении за отдельный промежуток времени дул ветер; концы отрезков соединяют прямыми. Затем значение повторяемости каждого направления умножают на соответствующую среднюю скорость. Полученные данные выражают в процентах от общей суммы и откладывают в определенном масштабе поколению румбов. Розы ветров строят для периода или для различных времен
В любом производстве заложена способность в первую очередь предполагает наличие резервных площадей, которые бывают трех видов: резервы производственных площадей в сооружениях; резервы территорий внутри площадки приятия (18—20 %); резервные площадки в границах промытого района (10—20 %); резервные территории для новых промытых районов города.
Наиболее удачными решениями являются размещение промышленных районов и их структура, которые обеспечивают рвы развития как самого района, так и предприятий.
Основы пространственной и благоустройства промышленных территорий
Промышленные предприятия, расположенных вне границ селитебной территории, объект от в промышленные узлы с общими вспомагательными производствами, инженерными и сетями, а при соответствующих условиях — с кооперированием основного производства. При этом промышленный узел может формироваться на вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятиях.
Достоинствами кооперирования промышленных предприятий в узлы можно назвать: целесообразное размещение предприятий на участке; кооперирование при хранении и подготовке сырья, ремонте оборудования, использовании складов; объединение схем транспорта, коммуникаций; унификацию строительных решений, а также совместное участие всех предприятий в культурно-бытовом обслуживании работников и благоустройстве территории.
Промышленные узлы делятся на две группы: 1) предприятия разных отраслей промышленности составляют многоотраслевые промышленные узлы; 2) заводы или фабрики, главным образом, одной или нескольких родственных отраслей промышленности образуют специализированный (комбинат) промышленный узел.
Промышленный район города может охватывать несколько промышленных узлов, что приводит к необходимости зонирования территории района. Существуют два вида зонирования: отраслевое, уточняющее размещение предприятий различных отраслей, и функциональное, отражающее структурное построение всего промышленного района.
Для устранения монотонности и однообразия единая непрерывная среда промышленного района нуждается в композиционных центрах, которые создают «сверхмасштаб» по сравнению с масштабом заводской застройки, подчеркивают логическое членение района на отдельные заводы. Эти композиционные центры обычно совпадают с предзаводскими зонами, что способствует правильной ориентации людских потоков внутри промышленного района.
В эти объекты обслуживания стекается большое количество людей и поэтому в основном производственном процессе предусматривается соответствующее технологическое звено. Такой элемент, можно сказать, обеспечивает социально-пространственную связь между производителями и потребителями.
Второй тип застройки — отдельными зданиями — имеет две разновидности: периметральную и строчную. При периметральной застройке внутреннее пространство двора отдано вспомогательным и транспортным функциям. На выходе из двора должны устраиваться контрольно-пропускные пункты, специальные ворота и ограда в промежутках между зданиями.
В современном строительстве активно применяются различные сочетания типов строчной застройки: гребенчатая, секционно-гребенчатая, блок-секционная.
Если нужно обособить некоторые технологические процессы, то гребенчатая застройка I промышленного квартала хорошо решает такую задачу, при этом облегчается ввод транспорта с тыла квартала, в междурядья гребенки. Этот тип застройки обеспечивает без помех связь различных технологических звеньев с внешним пространством и таким образом способствует разгрузке грузового транспорта.
Блок-секционный тип застройки используется тогда, когда строительство промпредприятия рассчитано на несколько этапе.] Каждая из блок-секций состоит из специализированных (производственных, инженерных) I и бытовых элементов или из автономных строительно-технологических линий. Дальнейшим! развитием этого метода застройки являете! инфраструктурная модульная система непрерывной пространственной застройки кварталов зданиями различной этажности.