Основы построения схем управления поточно-транспортными системами —

Для схем управления ПТС, построенных на аппаратуре сильного тока, применяются следующие напряжения:

а) 220 в переменного тока (фаза и нуль) — при напряжении силовой сети 380 в с заземленной нейтралью;

б) 127 в переменного тока (от промежуточных трансформаторов) при напряжениях силовой сети 500 в или 380 в с изолированной нейтралью.

В схемах, построенных на аппаратуре связи, для цепей управления применяется постоянный ток 60 в, а для сигнальных ламп — переменный ток 48 или 36 в.

Постоянный ток может быть получен путем применения селеновых выпрямителей серии ABC, соединяемых по трехфазной мостовой схеме, либо таких же выпрямителей типа ВСА-5. В схемах шаговых искателей выпрямители типа ВСА-5 должны применяться со сглаживающим фильтром, рассчитанным так, чтобы коэффициент пульсации выпрямленного тока не превышал 5%.

Для получения напряжений 48 или 36 в переменного тока служат однофазные понизительные трансформаторы.

На рис. 5-1 показаны схемы несблокированного управления двигателями. Схема рис. 5-1, а служит для местного управления, схема рис. 5-1,6 — для централизованного.

По существу вторая схема отличается от первой только двойным комплектом кнопок, но именно это обстоятельство позволяет осуществить два вида управления, являясь таким образом некоторым шагом на пути к централизации.

На рис. 5-1 и последующих показаны только цепи оперативного тока; положение главных контактов определяется наличием или отсутствием тока в катушке аппарата (на рис. 5-1—ПМ).

На рис. 5-2 приведена схема управления сблокированным электродвигателем, пуск и работа которого находятся в зависимости от работы другого двигателя или какой-либо иной причины, контролируемой датчиком с электрическим контактом. Эта зависимость может быть установлена как от одной, так и от нескольких причин.

Приведенные на рис. 5-1 и 5-2 схемы являются простейшими; при переходе к автоматизированному управлению они усложняются вследствие увеличения числа зависимостей, необходимости введения централизованного контроля за работой механизмов, регулирования количественного и качественного режимов работы механизмов и т. п.

При построении схем блокировок необходимо обращать особое внимание на то, чтобы не было непосредственных электрических связей между отдельными пусковыми аппаратами, так как в этом случае могут образовываться ложные цепи, нарушающие правильную работу блокировок и затрудняющие проверку и наладку схем.

Ложные цепи образуются главным образом в случае обрыва проводов цепей управления и перегорания предохранителей; по-этому связь между отдельными цепями должна осуществляться с помощью дополнительных блок-контактов.

На рис. 5-3 приведены две схемы блокировки, одна из которых (рис. 5-3, а) неправильна, так как в ней возможно образование ложной цепи. Действительно, если в точке А произойдет обрыв сети, то при замкнутом контакте 1К и разомкнутом контакте 2К создастся следующая ложная цепь: фаза с — лампа — точка 1 — катушка 2ПМ — точка 2 — катушка 1ПМ — контакт 1К — фаза Ь. Поэтому, несмотря на разомкнутый контакт 2К, катушки 1ПМ и 2ПМ остаются под некоторым напряжением.

По схеме (рис. 5-3, б) при разрыве цепи в той же точке выключается лишь катушка 1ПМ, и ложная цепь не возникает.

Схемы автоматизированного управления ПТС по своему назначению подразделяются на следующие:

а) подготовки и пуска участка;

б) управления двигателями;

в) сигнализации.

На рис. 5-4, 5-5 и 5-6 даны наиболее употребительные схемы пуска, выбор между которыми производится в зависимости от характера ПТС, мощности двигателей, входящих в систему, и степени автоматизации управления.

Представленный на схеме рис. 5-4 автоматический пуск электродвигателей механизмов участка с предупредительной сигнализацией применяется при сочетании условий «а» и «б»:

а) механизмы расположены в одном и том же здании или в разных зданиях, причем постоянный обслуживающий персонал отсутствует;

б) по сетевым или технологическим условиям возможен пуск электродвигателей участка без разрыва во времени или при наличии реле контроля скорости.

По схеме рис. 5-4 пуск происходит следующим образом. Поворотом рукоятки выключателя блокировки ВБ устанавливается вид управления (местное или централизованное). При нажатии кнопки централизованного пуска ЦКП замыкаются цепи реле времени РВ и реле сигнальных гудков РСГ, включающего гудки предупредительной сигнализации. Через заданное время контакт реле времени РВ включает реле разрешения пуска РРП, которое замыкает свои контакты в цепях управления электродвигателями (на рис. 5-4 не показаны) и в цепи реле пуска участка РПУ. При этом включается первый по пуску электродвигатель, и блок-контакты его пускателя замыкают цепь пускателя второго электродвигателя. Аналогично произойдет пуск остальных электродвигателей. С пуском последнего двигателя блок-контакт его пускателя ПМ„ в цепи пускового комплекта разомкнется и все реле, кроме РПУ, и сигналы выключаются. Участок останавливается при нажатии кнопки ЦКС.

Рис. 5-5 дает схему автоматического пуска электродвигателей механизмов участка с предупредительной сигнализацией и после получения разрешения с рабочих мест. Применяется эта схема в тех же случаях, что и схема рис. 5-4, но при наличии постоянного обслуживающего персонала.

По схеме рис. 5-5 пуск происходит следующим образом. При прерывистом нажатии кнопки централизованного пуска ЦКП подается прерывистый сигнал запроса о возможности пуска. Согласие на пуск дается с мест установки механизмов нажатием кнопок разрешения пуска КРП, в результате чего срабатывают реле разрешения РР в цепи реле времени РВ. При повторном нажатии кнопки ЦКП включаются реле времени РВ и реле сигнальных гудков РСГ и далее пуск происходит аналогично рассмотренному по схеме рис. 5-4. Кнопка КЗП служит для запрета пуска.

На рис. 5-6 приведена схема автоматического пуска электродвигателей механизмов участка с предупредительной сигнализацией и последовательным пуском с разрывом во времени.

Такой пуск применяется при сочетании следующих трех условий:

а) на механизмах отсутствуют реле контроля скорости;

б) пуск электродвигателей без интервала во времени невозможен по сетевым или технологическим условиям;

в) постоянный обслуживающий персонал отсутствует.

Для создания паузы между пуском отдельных двигателей используется принцип пульспары, для чего в схему пускового комплекта вводятся реле времени РВ1 и РВ2. При нажатии кнопки централизованного пуска ЦКП включаются реле времени РВ и промежуточное реле РП, в результате чего подаются предупредительные сигналы пуска и включается реле времени РВ1. Через установленное время реле РВ замыкает свой контакт в цепи реле времени РВ2 последнее срабатывает и через заданное время размыкает свой контакт в цепи РВ1, это реле мгновенно размыкает контакт в цепи реле РВ2, которое в свою очередь мгновенно замыкает контакт в цепи РВ1. Через заданное время включается контакт в цепи РВ2 и т. д. Контакты РВ1 и РВ2 поочередно включают на заданное время каждое из этих реле. Контакты реле разрешения пуска РРП1 включаются в цепи управления нечетными по порядку пуска электродвигателями, а контакты РРП2 — четными. Этим устанавливается разрыв между пуском каждого из двух электродвигателей участка.

Пуск, описанный выше, но после получения разрешения с рабочих мест, производится по комбинации схем, изображенных на рис. 5-5 и 5-6.

Для автоматического повторного включения ПТС применяется схема, показанная на рис. 5-7.

В пусковой комплект дополнительно введены реле повторного включения РПВ и реле снятия напряжения РСН. При пуске участка реле РПУ замыкает цепь реле РПВ, которое при наличии напряжения в сети удерживается своим н. о. контактом. При исчезновении напряжения этот контакт остается включенным на установленное время выдержки и, если на протяжении этого времени напряжение восстанавливается, то катушка реле РПВ вновь начинает обтекаться током и замыкает свой контакт в цепи реле РРП. Последнее включается, замыкает свои контакты в цепях управления электродвигателями и в цепи реле РПУ, благодаря чему происходит автоматический повторный пуск системы.

На рис. 5-8 представлены схемы управления отдельными электродвигателями.

Выключателем блокировки ВБ устанавливается вид управления: местное (замыканием контактов 3—4), местное сблокированное (замыканием контактов 5—5) и автоматическое (замыканием контактов /—2 при одновременном размыкании контактов 3—4 и 5—6). Контакты 1—2 входят в схему пускового комплекта и показаны на рис. 5-4, 5-5 и 5-6.

При автоматическом пуске первый двигатель включается контактами реле пуска участка РПУ, цепь которого подготавливается реле разрешения пуска РРП.

Включение последующих электродвигателей осуществляется контактами КЗ пускателей предыдущих электродвигателей или контактами любых датчиков в цепи, подготовленной контактами реле РРП. При большом числе электродвигателей в сблокированной цепи шунтирование контактов зависимости осуществляется с помощью промежуточных реле, выполняющих роль множителей контактов выключателя ВБ. Запрет пуска осуществляется с помощью аварийного выключателя ВА. Блокировочные связи выполняются контактами зависимости КЗ.

Предупредительная сигнализация и сигнализация разрешения пуска выполняются по схеме рис. 5-9. Как было сказано выше, при нажатии кнопки централизованного пуска ЦКП включается реле сигнальных гудков РСГ, которое замыкает свои контакты в цепи гудков Г и звонков Зв предупредительной сигнализации. С включением пускателя электродвигателя последнего механизма катушка релеРСГ обесточивается, и сигналы прекращаются. При нажатии кнопки КРП включается реле разрешения РР, которое своими контактами замыкает цепь лампы ЛЗ, сигнализирующей разрешение пуска.

На рис. 5-10 приведены схемы сигнализации состояния механизмов. По схеме рис. 5-10, а лампы ЛС светят в течение всего времени работы механизма, по схеме рис. 5-10,6 — только во время пуска, а по окончании его гаснут. Лампы последних по пуску и узловых механизмов светят в течение всего времени работы участка.

Схема аварийной сигнализации приведена на рнс. 5-11. При появлении какой-либо ненормальности замыкается контакт ПР аппарата, контролирующего ненормальность (причину). Тем самым замыкаются цепи сигнального реле PC и лампы аварийного сигнала ненормальности Л А. Реле PC включает сигнальный звонок. Для съема звукового сигнала надо нажать кнопку КСС, контакты которой включают реле съема сигнала РСС, а контакты последнего включают реле снятия сигнала звонка РСЗ последнее размыкает цепь реле PC, вследствие чего звуковой сигнал прекращается, а лампа Л А продолжает указывать наличие ненормальности. При устранении причины ненормальности схема возвращается в исходное положение.

Избирание необходимых трактов и механизмов для работы производится с помощью универсальных переключателей (в схемах с применением сильноточной аппаратуры) и ключей набора программы или номеронабирателей (в схемах с применением аппаратуры связи). Схемы с применением номеронабирателей и шаговых искателей применяются в тех случаях, когда условия управления и эксплуатации требуют частого набора или изменения программы.

Все рассмотренные выше схемы построены на аппаратуре сильного тока.

На рис. 5-12 приведена в качестве примера комплексная схема управления ПТС на аппаратуре связи. При установке ключа управления КУ в положение «Включено» включаются реле запрета сигнала РЗС и реле включения света РВС при этом реле РВС включает комплект мигающего света и шины световой сигнализации на щите управления. Переводом ключей избирания программы МП в положение «Включено» избираются тракты. Включаются реле избранных трактов РИ и их н. о. контактами включается реле контроля РК и подготовляются промежуточные выходные реле РП, а сигнальные лампы ЛС подключаются к шинам магистрали медленного мигания МММ. При этом лампы избранных механизмов начинают светиться медленно мигающим светом.

Нажатием кнопки КПУ пускается участок, в процессе чего оживляется промежуточное реле включения РПВ. Н. о. контакты реле РПВ замыкают цепи промежуточного реле сигнализации РПС и реле времени РВ, а контактами реле РПС включаются звонки предупредительной сигнализации ЗП, подготовляется реле пуска участка РПУ и обесточивается реле отключения тракта РОТ.



После заданной выдержки времени замыкается н. о. контакт реле РВ в цепи промежуточного реле пуска РПП, а контактами последнего включается реле РПУ. Контакты РПУ замыкают цепи выходных реле РП и происходит пуск первого электродвигателя. Далее происходит последовательный пуск всех избранных электродвигателей. После пуска последнего электродвигателя реле РК, РПВ, РПС, РПП, РПУ и РОТ обесточиваются, и действие предупредительной сигнализации прекращается. Лампы при питании от магистрали МРС горят ровным светом. Ключом отключения света КОС выключается сигнализация на мнемосхеме и остается включенной только лампа участка ЛУ, показывающая, что участок работает по заданной программе.

При аварийной остановке выключается реле РП остановившегося механизма, которое выключает реле РП всех последующих по пуску механизмов. Н. з. контакты реле РП последнего механизма в цепи РК закрываются, реле РК включает свои н. о. контакты в цепи РВС и размыкает н. з. контакты в цепи реле аварийной сигнализации РАС. Реле РВС включается, а реле РАС обесточивается, в результате чего включаются световая сигнализация и аварийный звуковой сигнал ЗА. При этом лампочки остановившихся механизмов начинают светиться медленно мигающим светом, а работающих — ровным светом. Аварийный звуковой сигнал снимается нажатием кнопки КСС.

Остановка участка производится переводом ключа КУ в положение «Доработка». При этом выключаются реле РИ механизмов, подающих материалы, и реле РОТ и включается реле РЗС. Реле РП механизмов, подающих материал, обесточиваются, что вызывает остановку механизмов, Включается сигнальное освещение, при котором лампы механизмов, оставшихся в работе, начинают светиться ровным светом, тогда как лампы остановившихся механизмов светиться не будут. После доработки при переводе ключа КУ в положение «Выключено» обесточиваются все реле РИ и РП, вследствие чего останавливаются все механизмы.

Перевод механизмов на местное управление осуществляется установкой переключателя избирателя управления ИУ в положение «Местное управление»; при этом лампа механизма, переведенного на местное управление, приключается к магистрали частого мигания МЧМ.

Categories :
Яндекс.Метрика