Городские структуры, особенно в мегаполисах (агломерация нескольких городов или крупных городов-гигантов) обладают свойствами сложных систем с большим числом возможных сценариев развития критических событий, способных нанести большой материальный ущерб инфраструктуре города и дестабилизировать социально-политическую обстановку в обществе.
В этих структурах существует два интегрированных свойства, имеющих важное значение для безопасного функционирования города, это большая уязвимость и слабая защищенность городской среды, где под уязвимостью понимается большая вероятность быть подверженным внешним и внутренним воздействиям, а под слабой защищенностью — объективно низкая способность сопротивляться воздействиям.
Среди опасностей, подстерегающих жителей крупных городов, можно выделить следующие основные:
— демонстрации, митинги, стихийные массовые беспорядки;
— техногенные аварии и катастрофы;
— химические и бактериологические загрязнения;
— взрывы техногенного происхождения;
— террористические акты;
— стихийные бедствия;
— падение летательных аппаратов, ракет, космических тел;
— разрушения зданий и сооружений с пожарами и наводнениями;
— экологическая неустойчивость;
— внедрение компьютерных вирусов;
— уголовные преступления и др.
Следует отметить, что перечисленные признаки уязвимости и незащищенности с учетом опасностей для мегаполисов, во многом могут быть предотвращены при определенных организационно-управленческих решениях и подготовленности населения к адекватным действиям в экстремальных условиях. Наблюдение, регистрация и анализ потенциальных источников угроз для мегаполисов частично уже осуществляется, среди которых можно упомянуть следующие их виды:
• метеонаблюдения за атмосферными процессами, обусловливающие изменения характеристик погоды;
• видеонаблюдения за транспортными потоками и массовыми передвижениями людей в системе структур Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД;
• химический и бактериологический анализ воды в системах водоснабжения города;
• экологический мониторинг городской территории;
• оперативная работа правоохранительных органов и служб государственной безопасности в экстремальных ситуациях;
• публикации в средствах массовой информации о возможных опасностях и мерах по их предотвращению или локализации;
• система противовоздушной обороны с комплексом наблюдения и управления;
• контроль за инженерно-геологическими и гидрологическими изменениями;
• мониторинг и прогнозирование возможных угроз, осуществляемый службами МЧС и МВД России и др. организациями.
Кроме того, существуют службы надзора пожарного, горнотехнического, санитарно- эпидемиологического, архитектурно-строительного; функционируют аварийные структуры по газу, водо- и электроснабжению, которые должны работать по единой координируемой программе. Другими словами, процесс наблюдения и анализа потенциальных источников угроз для мегаполисов должен осуществляется комплексно и носить системный характер.
В крупных городах при наличии высокой концентрации людей, зданий, сооружений, опасных производств, перенасыщенности и ветхости коммуникаций, использование подземного пространства до глубины 100 м приводит с каждым годом к нарастанию геологического риска, к увеличению экономических потерь. Несвоевременное обнаружение или прогнозирование технических и социальных угроз оборачиваются не только колоссальными экономическими потерями, но и чудовищными человеческими жертвами.
Задачами по предотвращению угроз занят Центр мониторинга и прогнозирования Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ. Этот центр служит базой для Единой системы регистрации параметров угроз города (ЕСРПУГ), главной целью деятельности которого является параметризация угроз путем комплексного мониторинга и своевременное принятие адекватных решений.
По-видимому ЕСРПУЕ, которая должна работать в автоматизированном режиме, по мере развития городских структур и увеличения степени их уязвимости, станет важнейшим элементом и неотъемлемой частью в составе социальной и технической инфраструктуры всех крупных городов