Обследование бетонных и железобетонных конструкций —

Оценка технического состояния конструкций по внешним признакам производится на основе определения следующих факторов:

— геометрических размеров конструкций и их сечений;

— наличия трещин, отколов и разрушений;

— состояния защитных покрытий (лакокрасочных, штукатурок, защитных экранов и др.);

— прогибов и деформаций конструкций;

— нарушения сцепления арматуры с бетоном;

— наличия разрывов арматуры;

— состояния анкеровки продольной и поперечной арматуры;

— степени коррозии бетона и арматуры.

Следует различать трещины, появление которых вызвано напряжениями, проявившимися в железобетонных конструкциях в доэксплуатационный период (в процессе изготовления, транспортировки и монтажа), и трещины, обусловленные эксплуатационными нагрузками и воздействием окружающей среды.

К трещинам, появившимся в доэксплуатационный период, относятся: технологические и усадочные трещины, вызванные быстрым высыханием поверхностного слоя бетона и сокращением объема, а также трещины от набухания бетона; трещины, вызванные неравномерным охлаждением бетона; трещины, возникшие в сборных железобетонных элементах в процессе складирования, транспортировки и монтажа, при которых конструкции подвергались силовым воздействиям от собственного веса по схемам, не предусмотренным проектом.

К трещинам, появившимся в эксплуатационной период, относятся:

— трешины, возникшие в результате температурных деформаций из-за нарушений требований устройства температурных швов;

— трещины, вызванные неравномерностью осадок грунтового основания, что может быть связано с нарушением требований устройства осадочных деформационных швов, различным состоянием грунтов оснований (например, замачиванием поврежденными водоводами), проведением земляных работ в непосредственной близости от фундаментов без обеспечения специальных мер и т.п.;

— трещины, обусловленные силовыми воздействиями, превышающими несущую способность железобетонных элементов.

Трещины силового характера необходимо анализировать с точки зрения напряженно- деформированного состояния железобетонной конструкции.

В железобетонных конструкциях наиболее часто встречаются следующие виды силовых трещин:

1. В изгибаемых элементах, работающих по балочной схеме (балки, прогоны), возникают трещины:

— перпендикулярные (нормальные) продольной оси, вследствие появления растягивающих напряжений в зоне действия максимальных изгибающих моментов;

— наклонные к продольной оси, вызванные главными растягивающими напряжениями в зоне действия существенных перерезывающих сил и изгибаемых моментов.

Раздробление бетона сжатой зоны сечений изгибаемых элементов указывает на исчерпание несущей способности конструкции.

2. В плитах возникают следующие трещины:

— в средней части плиты, имеющие направление поперек рабочего пролета с максимальным раскрытием на нижней поверхности плиты;

— на опорных участках, имеющие направление поперек рабочего пролета с максимальным раскрытием на верхней поверхности плиты;

— радиальные и концевые с возможным отпадением защитного слоя и разрушением бетона плиты;

— вдоль арматуры по нижней плоскости стены.

3. В колоннах образуются вертикальные трещины на гранях колонн и горизонтальные через все сечение.

4. В изгибаемых и растянутых элементах возможно появление поперечной, практически перпендикулярной продольной оси элемента, трещины, проходящей через все сечение.

5. Трещины на опорных участках и торцах железобетонных конструкций, в том числе у предварительно напряженных элементов, ориентированные вдоль арматуры.

6. Железобетонные раскосные фермы могут испытывать сжатие, растяжение, а в опорных узлах — действие перерезывающих сил. В опорном узле могут возникнуть помимо трещин повреждения в виде отколов и выкрашивания бетона.

Коррозионные процессы. Дефекты в виде трещин и отслоения бетона вдоль арматуры железобетонных элементов могут быть вызваны и коррозионным разрушением арматуры. В этих случаях происходит нарушение сцепления продольной и поперечной арматуры с бетоном. Нарушение сцепления арматуры с бетоном за счет коррозии можно установить простукиванием поверхности бетона (при этом прослушиваются пустоты).

Продольные трещины вдоль арматуры с нарушением сцепления ее с бетоном могут быть вызваны температурными напряжениями при эксплуатации конструкций с систематическим нагревом свыше 300 °С и последствиями пожара.

В изгибаемых элементах, как правило, появлению трещин способствует увеличение прогибов и углов поворота. Недопустимыми (аварийными) можно считать прогибы изгибаемых элементов более 1/50 пролета при ширине раскрытия трещин в растянутой зоне более 0,5 мм. Значения предельно допустимых прогибов для железобетонных конструкций приведены в табл. 3.4.

Определение и оценку состояния лакокрасочных покрытий железобетонных конструкций следует производить по методике, изложенной в ГОСТ 6992-68. При этом фиксируются следующие основные виды повреждений: растрескивания и отслоения, которые характеризуются глубиной разрушения верхнего слоя (до грунтовки), пузыри и коррозионные очаги, характеризуемые размером очага (диаметром), мм. Площадь отдельных видов повреждений покрытия выражают ориентировочно в процентах по отношению ко всей окрашенной поверхности конструкции (элемента).

Общее состояние железобетонных конструкций определяется по характеристикам обследования согласно данным таблицы 3.5.

Эффективность защитных покрытий при воздействии на них агрессивной производственной среды определяется по состоянию бетона конструкций после удаления защитных покрытий.


3. При уменьшенной против требований норм и проекта площади опирания сборных элементов необходимо провести ориентировочный расчет опорного элемента на срез и смятие бетона. В расчете учитываются фактические нагрузки и прочность бетона.

4. Отнесение обследуемой конструкции к той или иной категории состояния при наличии признаков, не отмеченных в таблице, в сложных и ответственных случаях должно производиться на основе анализа напряженно-деформированного состояния конструкций, выполняемых специализированными организациями.

Categories :
Яндекс.Метрика