Общие требования к организации культурно-бытового обслуживания —

Общественные здания как элементы городской среды появились еще в древности: это храмы, театры, термы, библиотеки, стадионы Древней Греции и Рима, церкви и ратуши средневековых городов и т.п. Именно эти здания превращали населенный пункт в городское поселение. В дальнейшем с увеличением общественных функций в городах и их разнообразием роль этих зданий значительно возросла. Особую роль в этом процессе сыграли урбанизация и связанная с ней активизация административно-управленческой, проектно -конструкторской, научно — исследовательской деятельности и всего того, что сопутствует социально-экономическому развитию общества.

Общественные здания в городской среде предназначены:

для культурно-бытового обслуживания населения (торговые точки, точки общепита, просветительские, медицинские учреждения, предприятия службы быта и т.д.;

для размещения административных учреждений (мэрия, префектуры, суды, госучреждения);

для обеспечения трудозанятости части населения (техникумы, вузы, конструкторские и проектные институты);

для развлечения, отдыха (театры, стадионы, рестораны и т.п.).

Учреждения культурно-бытового обслуживания (КБО) населения должны быть приближены к местам жительства и работы, при этом желательно предусмотреть их пешеходную доступность.

При расчете учреждений КБО следует принимать социальные нормативы обеспеченности, установленные в различных СНиПах. Нормативы рассчитаны на 1 тысячу человек обслуживаемого населения. Так, в детских дошкольных учреждениях (ясли, сад) расчетный норматив равен 180 местам на 1 тысячу человек; при этом демографическая структура поселения может существенно корректировать этот норматив. Кроме того, существует некоторая дифференциация детских учреждений, каждое из которых обслуживает только часть общего норматива: детские учреждения общего типа — 70 %, специализированные — 3 %, оздоровительные — 12 % (считается, что 15 % детей не пользуются детскими учреждениями). Существует еще одно градостроительное условие, ограничивающее вместимость детских учреждений: на территории жилой застройки размещают детские учреждения из расчета 100 мест на 1 тысячу человек, а остальные 80 мест — в зеленой зоне или на другой общегородской территории.

Кроме нормативного, существует территориальный показатель для определения размера общественного здания: им является радиус пешеходной доступности учреждения. Этот ограничитель действует только в жилой застройке и дифференцирован для разных учреждений от 300 до 1500 м.

Объем административных учреждений зависит от величины города, его назначения и социально-экономической роли в системе расселения. Естественно, что город, выполняющий роль регионального центра, будет иметь больше разнообразных общественных зданий по управлению. Для этих зданий не разрабатываются нормативные ограничители: каждое здание проектируют по заданию на проектирование в зависимости от конкретных условий. Но существует одно очень важное градостроительное условие, определяющее дислокацию этих зданий в городской структуре: они должны быть в тесной увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

Сложность градостроительного размещения учебных заведений, конструкторских и проектных институтов и т.д. заключается в том, что они должны быть максимально приближены к жилым районам и удобно расположены по отношению к транспортным пересечениям. В то же время желательно эти здания, где люди проводят большую часть своего времени, располагать в озелененных территориях.

В специальной литературе в разные годы я качестве такого механизма выдвигались: частота спроса на товары и услуги (спрос повседневный, периодический, эпизодический) »1960-е), характер товаров и услуг (стандартные и нестандартные) (1970-е) и деятельность социальных структур (индивид, группа, масса людей), ориентированных на объект КБО (1980-е).

Частота спроса товаров и услуг дифференцирует объекты обслуживания и дислоцирует их на расстоянии пешеходной или транспортной доступности. Этот показатель предполагает структуру потребления «из дома» и соответственно характеризует поведение относительно малоподвижной категории населения (людей старших и младших возрастных групп).

В 1970-е годы при формировании системы КБО предлагалось учитывать характер товаров и услуг (стандартных и нестандартных). Сеть КБО становилась более адекватной реальности, поскольку в ее основу был положен образ жизни мобильного горожанина. Где бы он ни находился, его всегда должно было сопровождать стандартное обслуживание, а нестандартное обслуживание человек мы получать только в результате определенных усилий и затрат времени. Нестандартное обслуживание, по мнению авторов, должно быть сосредоточено в специализированных центрах. Принцип разделения товаров и услуг на стандартные и нестандартные применим в торговой сети, для которой и была разработана эта идея. Что же касается остальных сфер КБО, то для них использование такой элементарной дихотомии просто затруднено.

Функциональное назначение товаров и услуг (частота спроса, характер), безусловно, определяет некоторые задачи общественного обслуживания, однако эта характеристика не может полностью отражать тот реально существующий процесс, для которого создан тот или иной объект обслуживания.

При средовом подходе (конец 1980-х годов) наиболее адекватным можно считать учет социальной деятельности индивида, групп, масс людей, ориентированной на сеть КБО. Этот фактор назван социально-психологическим.

Известно, что потребности постоянно развиваются, изменяются и усложняются. Социальная и интеллектуальная сферы потребностей развиваются значительно интенсивнее по сравнению со сферой материальных потребностей. ДЛЯ построения системы КБО необходимо детально изучить условия социальной деятельности, проанализировать образ жизни горожанина и, лишь выявив внешние параметры поведения и потребностей человека, можно сформулировать требования к системе обслуживания.

Попытаемся раскрыть сущность этого процесса, для чего необходимо более подробно остановиться на понятии «потребность».

Понятие «потребность» носит в себе как бы двоякое содержание: 1) потребность в необходимом количестве товаров и услуг (учет этой потребности является задачей планирующих органов для выявления объема закупок или производства); 2) потребность, проявленная, реализуемая индивидами в объектах обслуживания (учет этой потребности является функцией культурно-бытового обслуживания).

Функцией культурно-бытового обслуживания является удовлетворение проявленной потребности; планировочные и пространственные параметры сети обслуживания связаны не с потребностью как таковой, а с деятельностью, направленной на реализацию этой потребности. В конечном итоге именно деятельность индивидов и групп характеризует процесс, происходящий в объектах КБО.

Поведение индивида и его потребность формируются и удовлетворяются не только в связи с объектом обслуживания, но и под влиянием тех элементов социальной общности, на деятельность которых ориентирован данный объект.

В специальных исследованиях по социологии и социальной психологии (Е.С Кузьмин, Б.Ф. Парыгин, Т. Шибутани)отчетливо прослеживаются три уровня социальных сфер, в границах которых исчерпываются практически все виды деятельности человека. Эти уровни, характеризующие индивидуальную, групповую и массовую сферы, можно рассматривать как исходные функциональные единицы в системе социальных связей. Иначе говоря, понятие деятельности рассматривается нами на функциональном уровне. На этом уровне важно выделить отношение любого вида деятельности к внешней среде, пространству и коллективам, в которых она протекает.

В дальнейшем мы будем рассматривать деятельность этих структур в приложении к функциям и задачам культурно-бытового обслуживания.

Индивидуальная деятельность в объектах КБО связана с теми потребностями, при осуществлении которых поведение человека исчерпывается ролью потребителя. Деятельность эта протекает в тех объектах обслуживания (магазин, библиотека, парикмахерская, прачечная, мастерская по ремонту обуви и одежды, автомастерская и т.п.), в которых человек реализует свою потребность, руководствуясь собственными мотивами.

Групповая деятельность характеризуется согласованным действием двух или более людей, объединенных общими интересами. В объектах КБО (рестораны, кафе, спортплощадки, дискотеки, клубы и т.п.) деятельность группы совмещается с процессами обслуживания. Здесь человек выступает не только в роли потребителя, но и в роли участника групповой деятельности. Более того, в данном случае потребность индивида совпадает с потребностями его партнеров по группе: средства удовлетворения потребности и усилия, затрачиваемые на достижение этой цели, интегрируют группу в функциональную единицу обслуживания. Таким образом, в этих объектах обслуживания мы имеем не индивида-потребителя, а потребителя-группу.

Массовая деятельность связана с удовлетворением общих и относительно стабильных потребностей населения, при реализации которых человек выступает в роли зрителя и анонимного потребителя. Поведение индивида в объектах массовой деятельности (театр, кино, концертный зал, стадион, крупные универмаги и т.п.) находится под влиянием внешних факторов: общепринятых норм поведения в каждой отдельной ситуации, психологического и эмоционального воздействия совокупного процесса.

Функциональное назначение товаров и услуг (стандартное и нестандартное) легло в коммуникативной системы обслуживания. в которой виды обслуживания условно разделяются на утилитарные и избирательные. Утилитарное обслуживание носит массовый, стереотипный характер и поэтому предполагает минимизацию времени, затрачиваемого человеком, а также относительно легкую (попутную) доступность в ткани города (размещение на путях основных людских потоков). Избирательное обслуживание должно удовлетворять разнообразные индивидуальные и культурные интересы. Объекты этого обслуживания образуют центры притяжения, связанные удобными транспортными коммуникациями со всеми частями города.

Коммуникативная система обслуживания не связана с градостроительной структурой, она достаточно легко укладывается на каркасную сетку города. Эта система обслуживания имеет некоторые преимущества над предыдущей. К ним относятся: учет потребностей активной части населения, предельная минимизация времени на обслуживание, исключение неравномерности обслуживания по селитебным единицам города (микрорайон — жилой район — город).

На основе учета социально-психологического фактора разработана модель ядерно- сетевой системы обслуживания. Она полнее отражает динамику потребностей, развитие индустрии сервиса, ассортимент предлагаемых услуг.

Как было сказано выше, вид обслуживания связан с характером размещения через взаимодействие наиболее типичных социальных структур (индивид, группа и масса людей) с пространственной средой.

Ядерно-сетевая система обслуживания строится на трех различных по характеру размещения группах обслуживания: локального, дисперсного, фокусированного.

Группа локального обслуживания соответствует стандартному обслуживанию коммуникативной системы. В этой группе в основном реализуется индивидуальная потребность. Локальная группа формируется в непосредственной близости как к жилищу, так и к месту работы. На эту группу обслуживания не оказывают существенного влияния пол, возраст и социально-профессиональная характеристика потребителей. В целом это обслуживание стереотипно и имеет тенденцию к расширению, что может свидетельствовать о повышении уровня жизни.

Социальные требования к объемно-планировочной структуре объектов обслуживания, предназначенных для групповой деятельности, можно сформулировать через размер групп и характер контактов между партнерами (межличностные, информационные, игровые и др.). Естественно, что процесс групповой деятельности подразумевает сравнительно малые объемы, создающие возможности для непосредственного эмоционального общения: будь то спортивная площадка, помещение для настольных игр или кафе-бар — везде группа стремится к четкому ограничению в пространстве своей деятельности, поскольку цель обуславливает выбор конкретных пространственных параметров. В то же время наличие в городе большого числа людей с различными культурными и ценностными установками создает объективные предпосылки для возникновения множества разнохарактерных групп как по структуре, так и по функциям.

Эта сфера деятельности наиболее распространена по своему объему и по широте охвата различных учреждений обслуживания. Она должна проникать во все планировочные элементы города. Множественность и рассредоточенность групповой деятельности является предпосылкой дисперсной организации этого типа обслуживания. Отсутствие каких- либо предписаний является причиной динамичности и изменчивости группы, гибкости ее границ. Поэтому дисперсная сеть, предназначенная для обслуживания групповой деятельности, не должна быть жестко регламентирована, с тем чтобы обеспечить возможность активного участия самих групп в трансформации существующих и создании новых форм.

В объектах массового обслуживания предлагаются условия, удовлетворяющие совокупность общекультурных функций. К ним относятся: театры, концертные залы, кинотеатры, музеи, универсальные магазины, крупные рестораны, стадионы и т.д. В планировочном отношении эти объекты должны сосредотачиваться в фокусах городского значения. Расположение этих объектов в транспортных узлах расширит и дополнит их функции, вынося их на уровень межселенного обслуживания. Объемно-планировочная организация объектов массовой деятельности должна учитывать динамику перспективного развития городского образования внутри более широкого целого. Критерием оценки этого типа обслуживания являются: разнообразие услуг, предоставляемых человеку, высокий стандарт и комфорт пребывания, уникальность объекта и т.д.

На формирование системы КБО и особенно на ее развитие оказывают влияние внутренние процессы и нормативы каждой отрасли обслуживания (технология производства), условия оптимальной организации и кооперирования с другими отраслями.

Наряду с названными факторами на организацию обслуживания оказывают влияние природные условия размещения города, национальные традиции, сложившаяся планировочная организация.

Categories :
Яндекс.Метрика