НОВАЯ ИДЕЯ: ГОРОД-МОСТ —

Принцип «города-моста», ряд проектов которого выполнил Иона Фридман,— принцип новаторский, но, как и большинство новаторских идей, он лишь возрождает забытую реальность. Известно, что системой искусственных уровней пользовались в Древнем Вавилоне. Принцип жилых мостов процветал и в средние века. «Новый мост» (Понт Нёф) в Париже, Понте Веккио во Флоренции, мост Риальто в Венеции были местами активной городской жизни: они были не только местом свиданий, там шла торговля и проходила интенсивная деятельность горожан. Город- мост — это по существу оредневековый жилой мост, увеличенный до масштабов, соответствующих нашему бурному веку. В своих проектах Фридман предусматривает жилой мост не через Сену, а через Ла-Манш. Принцип тот же, разница лишь в масштабах.

Как и любая новая идея, мысль о городе-мосте вынашивалась долго. В 1920 году архитектор Лисицкий выполнил в Москве проект моста — жилого дома, названного им «горизонтальным небоскребом». Это были два здания, соединенные между ообой в верхней части. Два года спустя в Париже Огюст Перре пошел еще дальше. Он задумал мост-небоскреб для парижского предместья, состоящий из 65-этажных башен, соединенных на половине их высоты арочными мостами. В 1928 году в Чикаго Дэниел Бёрхэм в свою очередь разработал проект, в котором устоями мостов служили жилые 25-этажные башни, а расположенные на верхних этажах гаражи соединялись сетью автострад. Наконец, Ле Корбюзье в своих проектах для Алжира предусматривал виадуки, проходящие над старым городом и связанные между собой на верхних отметках опорных башен.

Город-мост через Ла-Манш

И все же первым проектом переброшенного через реку города-моста, бесспорно, является выполненный американским архитектором Джеймсом Фицгиббоном макет, который был завершен в 1960 году.

Это был проект пространственной агломерации «а 100 ООО жителей, включающий «транспорт в трубе» и многочисленные жилые ячейки, прикрепленные к пространственной конструкции типа разработанной Ле Риколе.

В свою очередь Фридман в 1963 году опубликовал в Париже проект города-моста над Ла-Маншем, который был им разработан параллельно с проектом подводного туннеля, соединяющего Англию и Францию.

Для своего проекта архитектор вновь использовал принципы пространственной архитектуры, а именно: поднятые на устоях блоки решетчатой конструкции, включающей застройку. Его город-мост через Ла-Манш интересен еще и потому, что играет роль морского порта. Учитывая, что современный морской грузооборот на Ла-Манше составляет 16 миллионов тонн в год, из которых 30% проходит через Гавр, а 30% —через английские порты, Фридман пришел к выводу, что столь оживленное движение морских судов оправдает создание нового промежуточного порта, который будет обслуживать одновременно и Париж и Лондон. Если бы этот промежуточный порт был составной частью моста, то его дополнительное преимущество заключалось бы в осуществлении непосредственной связи морского движения с железными дорогами и автомагистралями, которые должны войти в структуру моста. Поскольку размеры пролетов моста обусловливают значительную конструктивную высоту сооружения, общий объем свободного пространства в пределах конструктивной решетки позволит разместить необходимые для нового порта устройства. Это значит, что между опорными пилонами можно было бы оборудовать портовые бассейны, чередующиеся с проходами для судов. Над портовыми бассейнами и проходами для судов в структуре металлического моста в свою очередь можно было бы разместить товарные вокзалы, железнодорожные пути, склады, конторские помещения и т. п.

Движение грузового автотранспорта осуществлялось бы во внутренней части моста, а легкового — по верхней его части. Вдоль этой туристской автострады предполагалось соорудить рестораны, смотровые площадки и т. д. Товарообмен между судами, железнодорожными вокзалами и автовокзалами производился бы с помощью подъемных кранов; это во многом упростит разгрузочные работы.

В этом перспективном исследовательском проекте, который многие склонны считать утопией, больше всего поражает… его реализм. Идеи, заложенные в нем, вполне разумны и реалистичны. Критические замечания, которые высказывают в адрес этого проекта, лишь подтверждают истину, что самыми оторванными от жизни людьми на свете являются ретрограды. При виде преимуществ города-моста через Ла-Манш, созданного Фридманом, по сравнению с прокладкой подземного туннеля приходится только изумляться той легкости, с какой недальновидные ответственные лица судят о великих проектах! Разумеется, они в своих решениях руководствуются финансовыми интересами. Но так ли уж можно полагаться на финансистов? Город-мост через Ла-Манш, несомненно, рентабельное предприятие. Порты и склады, расположенные в конструкции моста (английский и французский порты, а также свободный международный открытый порт), рестораны, гостиницы, искусственные пляжи и другие сооружения, предназначенные для туристов, составляли бы немаловажную статью дохода.

Помимо жилых построек, административных учреждений и даже промышленных предприятий, которые также предполагают разместить в этом пространственном городе, Фридман спроектировал подлинный пространственный город на 20 ООО—30 ООО человек: ;в нем он намерен расселить обслуживающий персонал портовых и туристических учреждений. Такой город, который представлял бы собой расширенную часть города-моста, можно было бы построить вблизи береговой линии, на песчаных отмелях.

В нем можно было бы разместить ряд промышленных предприятий, например рыбоконсервные заводы. Наконец, некоторые учреждения были бы заинтересованы в том, чтобы просто разместиться «а «международной территории».

Начиная с английского берега, портовый город-мост мог бы включать в себя следующие устройства: морской плавучий док, английский порт с товарной железнодорожной станцией, международный порт с товарной железнодорожной станцией, пролет для прохода судов любого водоизмещения в направлении с запад на восток, международный порт, включающий порт для рыболовных судов и товарную железнодорожную станцию, плавучий бассейн с пляжем, метеорологическую станцию и радарную башню. Склады и административные учреждения должны распределяться по всей длине моста.

На замечание о силе ветровых нагрузок автор проекта отвечает, что размеры моста (100 метров в ширину и 25 метров в высоту) способны обеспечить надежную устойчивость при ветре; роль ветровых связей будут играть конструкции промежуточных уровней.

Монако стремится к расширению за счет морских просторов

Проведя расчет конструктивного решения своего города-моста через Ла-Манш, Фридман разработал ряд других проектов, в том числе проект расширения территории Монако, проект речного города-моста для Лондона, проекты городов-мостов для Африки.

Княжество Монако, территория которого застроена до предела, не имеет других возможностей для расширения, кроме использования морской акватории. Существует несколько проектов такого расширения Монако, и в следующей главе мы рассмотрим ряд предложений (в частности, искусственный остров Манфреди Дж. Николетти и плавучий остров Поля Мэймона). Проект Фридмана предусматривает возведение поднятого в воздух блока с большим пролетом между опорами над молом, ограждающим порт Монако (Ла Кондамин). Свободный пролет 400 метров, высота 6 уровней. Первый уровень расположен на высоте 15 метров над молом. Здесь можно было бы разместить 1000 квартир, а также связать проспект Ла Порт-Нёф с проспектом Монте-Карло прогулочной дорогой. Прогулочная дорога соединит эти магистрали со зданием казино. По обеим ее сторонам разместятся магазины, кафе, гостиницы и другие предприятия сферы обслуживания.

Этот город-мост, гораздо меньший портового города-моста через Ла-Манш, явился бы продолжением столицы княжества Монако. Нижний уровень пространственной конструкции, размещенный на 15-метровой высоте, не заслонил бы вид на море со стороны существующего города.

Тысяча магазинов на Темзе

Проблемы Лондона, разумеется, отличаются от проблем Монако. Несмотря на все усилия властей, направленные на развитие южнобережной части английской столицы и создание там важных городских центров, неуклонно развивается северный берег. Стремясь ликвидировать речной барьер, делящий Лондон на те части, Фридман решил объединить оба берега новым ;ентром-мостом через Темзу, который свяжет Трафальгар- сквер и Черинг-кросс стейшн с Ройал-фестивэл холлом и Ватерлоо стейшн. Этот центр-мост, на котором можно было бы разместить 1000 магазинов, 10 кинотеатров и большое количество других развлекательных учреждений, позволил бы жителям свободно переходить с берега на берег.

Замысел Фридмана заслуживал внимания. Не удивительно, что вскоре два английских архитектора, Джеллико и Коулридж, представили свой проект «Стеклянного моста», предназначенного для замены моста Воксхолл. Этот «стеклянный мост» (длина его составляет 300 метров) значительно меньше моста Фридмана. Тем не менее авторы предусмотрели на нем размещение большого количества различных устройств. Движение автомашин по мосту организовано на нижнем уровне; стоянка на 300 машин и станции обслуживания расположены на среднем уровне. Магазины и гостиницы предполагают разместить на верхнем уровне в остекленном здании с кондиционированным воздухом. В габаритах моста намерены также устроить выставочные залы для Тейт-галереи, общественные сады в виде террас и арену для представлений на открытом воздухе.

Города-мосты можно было бы создавать и в районах, где мосты являются редкостью, превратив их в места естественного сосредоточения жителей.

Поэтому Фридман специально занялся разработкой проектов для Африки. Размещенные на пересечении дорог и речных путей, африканские города-мосты смогли бы стать торговыми и промышленными центрами целых районов; это привело бы к возрождению традиционных торговых городов, но выполненных с гораздо большим размахом. Стремясь сохранить национальные обычаи, архитектор предложил создавать лишь пространственную конструкцию города-моста, предоставляя жителям возможность самим строить жилища с применением традиционной техники. Правда, он снабдил их новыми современными материалами, такими, как солома или кора из пластмассы для отделки хижин ’, а также строительными элементами промышленного производства.

Транспортные магистрали, опоясывающие земной шар

В июле 1964 года неутомимый Фридман опубликовал предложения по реконструкции всей территории Землц, используя разработанную им систему городов-мостов.

Изучая карту мира, он убедился в том, что четыре континента: Европа, Азия, Африка и Америка разделяются проливами шириной всего 50—150 километров. Железнодорожные сети и сети автомагистралей этих континентов (за исключением Африки) можно было бы связать, если учесть, что разделяющие их расстояния, включая проливы, в общей сложности не превышают 2400 километров.

Для того чтобы какой-либо наземный транспорт на колесах мог соединить Японию с США через Советский Союз или Индию или с Южной Америкой — через Северную Америку, по мысли архитектора, достаточно восьми городов-мостов, соединяющих континенты, а также создания необходимых соединительных железных дорог и автострад.

Восемь городов-мостов для соединения четырех континентов

Их строительство позволило бы соединить между собой четыре континента, причем общая длина городов-мостов не превышала бы 400 километров. Протяженность самого крупного города- моста через Берингов пролив будет составлять 150 километров.

Общая длина городов-мостов на Хоккайдо и Хокодате (Япония) не превысила бы 80 километров. Что касается городов-мостов через Гибралтар и Ла-Манш, то они были бы приблизительно одинаковой длины (32—50 километров).

Названные выше города-мосты относились бы к числу самых значительных, ибо предполагается, что они свяжут между собой большие индустриальные центры и крупнейшие рынки мира. Остальные города-мосты разместились бы в Суэце, Джакарте и Сингапуре. Для обеспечения связи по суше между ними необходимо провести 2000 километров железных и автомобильных дорог, что, по мнению автора проекта, не составит больших трудностей. Осуществление этих работ потребует намного меньше стали по сравнению с тем ее количеством, какое в настоящее время идет на производство трансатлантических судов.

Categories :
Яндекс.Метрика