Методы реконструктивного анализа городской среды —

Город как сложный организм находится в непрерывном развитии. Оно проявляется в изменениях численности населения, формы, размеров и интенсивности использования освоенных территорий, в повышении технического потенциала и усложнении информационного поля города. Эти факторы развития, подвижные и быстро меняющиеся, вступают в противоречия с более стабильной, искусственно созданной материальной средой. Процесс разрешения этих, постоянно действующий и исторически обусловленный, объективный и целенаправленный, и есть реконструкция города.

Изменения сложившегося и привычного физического окружения делают необходимой адаптацию к нему человека. Подобная адаптация возможна только при наличии относительно устойчивых во времени элементов окружения, которые являются как бы своеобразными точками отсчета. Такими устойчивыми элементами, служащими гарантией преемственности последующего развития, являются исторически сложившаяся планировочная структура города, его архитектурно- художественные и историко-культурные памятники. Города, обладающие ценной архитектурно-пространственной структурой, выдающимися и рядовыми памятниками архитектуры, исторической характерностью рядовой застройки, принято называть историческими.

Существует классификация исторических городов, составленная в целях их реконструкции, по которой города подразделяются на три класса.

К классу «А» относятся города с архитектурно-градостроительным наследием, имеющим главное значение в их пространственной композиции и архитектурном облике (города, в которых сохранились основные элементы пространственной структуры, выдающиеся ансамбли и комплексы высокого качества архитектуры, пространственно связанные между собой; историческая ценная в архитектурном и градостроительном отношении рядовая застройка).

К классу «Б» относятся города с фрагментарно сохранившейся древней планировкой и ансамблями, не имеющими в облике городов большого значения, между которыми частично нарушены пространственные связи, соотношения между рядовой застройкой и ведущими памятниками.

К классу «В» относятся города, сохранившие архитектурное наследие в виде отдельных элементов планировки, обособленных памятников, частично сохранившихся пространственных связей.

Реконструкция городов, сохранивших ценное историческое и культурное наследие, осуществляется на основе самостоятельных методик, преследующих различные цели и выполняющих разнохарактерные задачи. Различия могут быть как между городами, сохранившими своеобразие и неповторимость, так и между отдельными функционально-планировочными частями одного города (центр города, жилая застройка, производственна зона).

Реконструкция исторически сформировавшейся среды центральной части городов предполагает сохранение этой среды как уникального явления, исключительного в каждом конкретном случае. Чтобы сберечь эту среду, надо сделать ее по-настоящему жизнеспособной, а для этого следует не только сохранять, но и непрерывно ее реконструировать. Процесс этот комплексный, включающий реставрацию, регенерацию, реабилитацию, ремонт, благоустройство и новое строительство.

Реставрация — сохранение отдельного здания, группы зданий или района города, представляющих большую архитектурную, культурную и историческую ценность.

Регенерация — «оживление» здания в новой функции, когда использование первоначального назначения здания затруднен» [50]. Так, в двух зданиях старых церквей Калининграда были созданы концертный зав и детский театр.

Реабилитация — повышение благоустройства и комфортности здания (санитарные оборудование, установка лифтов, мусоропроводов и т.д.).

Ремонт — замена и восстановление изношенных конструкций и элементов инженерного оборудования здания, обеспечивающих их постоянную эксплуатационную надежность.

Общей единой методики реконструкции центров исторических городов не существует, хотя повсеместно реконструктивное вмешательство осуществляется на основе следующих принципов:

основным объектом такого вмешательства становится не отдельное сооружение или ансамбль сооружений, а участок городской среды, который рассматривается как целостная и непрерывная городская ткань. Не экстерьер сооружения, а интерьер города находится в центре внимания исследователя;

изучается влияние сложившегося исторического плана на современное развитие города, его роль в формировании уникального характера городского окружения;

получают развитие и всемерно используются традиции места, его функциональные и архитектурные особенности;

проводятся специальные мероприятия по ограничению движения наземного транспорта в тех случаях, когда оно вступает в противоречие с исторически сложившейся планировочной структурой.

Собран большой практический материал по результатам реконструкции центров городов, в которых исторически сложившееся ядро представляет собой компактное градостроительное образование (города класса «А»). К таким городам относятся Москва с исторической застройкой внутри Садового кольца, Санкт-Петербург (центральные районы), Вильнюс, Таллинн и Тбилиси (старые части города), Баку (крепость «Ичеришехер»), Казань (кремль с прилегающими улицами) и другие.

Общими усилиями были выработаны архитектурно-планировочные приемы и сделаны попытки выявить методы реконструктивного вмешательства, исходя из задач бережного отношения к исторически ценной среде и интенсификации использования центральных территорий города.

Сначала были выработаны понятия ограничительных зон, которые предусматривали: заповедные зоны, охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта. Деление городской застройки на зоны имело большое практическое значение и было принято во внимание при создании Закона об охране памятников СССР (1975).

В это же время на территории исторической застройки Москвы было выделено девять заповедных зон. Каждая из них представляла собой самобытную градостроительную среду, в которой сосредоточено наибольшее число исторически ценных зданий, в своей совокупности сохраняющих характер определенной эпохи.

Наиболее жестко регламентировались мероприятия по реконструкции при установлении государственной охранной зоны (г. Таллинн). Для такой зоны утверждалось «Положение», по которому определялся режим зоны, порядок разработки проектной документации для строительной деятельности, реконструкции и капитального ремонта, а также устанавливался порядок надзора и контроля за соблюдением принятого в зоне режима.

Для трех заповедных зон Москвы — улицы Арбат (архитекторы М. Посохин, А. Гутнов, 3. Харитонова и др.), улиц Петровка — Кузнецкий мост и Замоскворечья (И. Виноградский и др.) — были разработаны проекты реконструкции.

Особенность Арбата как исторической улицы состоит в скоплении разнофункциональных объектов с напластованиями различных стилевых эпох, учитывавших исторически сложившуюся систему застройки. Она имеет строй фасадов, уравненных по высоте карнизов на всем ее протяжении. Еще одна особенность исторических улиц присутствует здесь: обязательное пропорциональное соотношение ширины улицы и высоты застройки. Как видно из реконструкции, Арбата авторы, сохранив заданные пропорции, силуэтность и завершенность застройки в своем первоначальном виде, превратили его в пешеходную улицу. Здесь наряду с выводом транспорта из пешеходной зоны проведено благоустройство территории — мощение покрытия партера, соответствующий дизайн освещения, затенение окон и покраска фасадов.

Несколько иная ситуация сложилась при реконструкции Третьяковской галереи. Проектом реконструкции были предусмотрены не только капитальный ремонт, восстановление и реставрация существующих экспозиционных залов, но и восстановление утраченных элементов исторической среды, имеющих особое архитектурное или историко- культурное значение, и даже новое строительство.

Площади помещений для показа художественных произведений, многие из которых хранились в запасниках галереи, значительно увеличены за счет приспособления д.я этих целей зданий старой постройки. Помимо этого возведены новые сооружения (например, Инженерный корпус), которые органично вписались в историческую среду и составили единый градостроительный ансамбль.

Вторую жизнь приобрели церковь Николы Чудотворца в Толмачах (авторы проекта А. Бернштейн,Т. Ракова), утратившая в 1929 г. все пять глав и три верхних яруса колокольни, а также дома-усадьбы (палаты XVII—XIX вв.). В них осуществили процесс регенерации: трапезную, церкви превратили в концертный зал, в палатах разместили научно-реставрационные службы.

Таким образом, вместо прежней галере? был создан музейный комплекс — крупны? историко-культурный заповедник.

В формировании музейного комплекса важную задачу выполняет наружное пространство. Авторы создали систему крытых и открытых двориков — цепочку пространств перетекающих одно в другое через арки, зазоры между зданиями, визуально и тематически объединенных в единое целое.

На третьем уровне иерархической лестницы расположена система пространств, объемов, формирующая сложное архитектурное сооружение или пространство (многоквартирный жилой дом, крупное общественное здание, жилой двор, дореволюционные домовладения и пр.).

На четвертом уровне иерархической лестницы расположена система сложных архитектурных сооружений (современные режиме комплексы, общественные комплексы различного функционального назначения) или пространств (улицы, площади).

Расположенная на пятом уровне иерархической лестницы система архитектурных или пространственных комплексов формирует городскую зону (микрорайон, районный центр, районный парк, межмагистральные пространства в жилом районе, городском центре, промышленном узле и т.д.).

На шестом уровне иерархической лестницы расположена система городских зон, формирующая район города (жилой район, городской парк, городской центр, промышленный узел).

На седьмом уровне иерархической лестницы расположена система городских районов, формирующая город (панорама, силуэт).

Каждый иерархический уровень представляет объект реконструкции, целостный по своей архитектурной основе и функциональным связям и обладающий определенными ценностными характеристиками.

Данные о ценностных характеристиках объекта не только содержат информацию по его основным архитектурным параметрам, но и, что особенно важно, освещают его градостроительный потенциал, тот его резерв, который может и должен быть реализован в архитектурных реконструктивных программах.

Описание ценностных характеристик объекта оформляется в виде паспорта реконструкции. Паспорт формируется на основе приведенной классификации.

1. Историческая ценность памятника основывается на причастности произведения архитектуры к какому-либо историческому событию, факту или просто к определенному историческому лицу.

2. Градостроительная ценность определяется связями архитектурного объекта с исторической планировочной системой и историко-архитектурным окружением (средой) на основе составляющих критериев и наделяет памятник архитектуры градостроительными качествами, делая его элементом архитектурно-объемной пространственной системы.

3. Архитектурно-эстетическая ценность определяется следующими критериями; период строительства, принадлежность к стилевой архитектурной эпохе (определенному архитектурному стилю); место и значимость в мировой и отечественной архитектуре; особые архитектурно-строительные конструкции; особые архитектурно-художественные элементы.

4. Эмоционально-художественной ценностью обладают памятники, имеющие в своем архитектурном облике художественные элементы, положительно воздействующие на эмоциональное восприятие человека (различные объемно-скульптурные и рельефные изображения, покраска зданий, разнообразное построение фрагментов и деталей сооружений и т.п.).

5. Научно-реставрационная ценность возникает в результате проведения ремонтных, ремонтно-реставрационных и реставрационных работ. Определяются наслоения архитектурных форм, степень изменения первоначального вида памятника, реставрационные периоды на памятнике, значимость, ценность и отрицательность проведенных реставраций.

6. Функциональная ценность памятника основывается на способности архитектурного объекта выполнять конкретные функции во все периоды его существования. Критерии функциональной ценности представляются в следующем виде: первоначально заданные функции зданий; возможность выполнения зданием современных функций; целесообразность функционального действия; памятник как объект назначения под различные функциональные цели; памятник как объект показа (собственно музейный экспонат).

Пользуясь этой классификацией ценностей, реставраторы производят камеральные и натурные исследования.

Камеральные исследования предусматривают получение сведений об объекте из источников, находящихся вне исследуемого объекта: из архивов, библиотек, частных коллекций и др.

Натурные исследования включают следующие методы:

визуальный (субъективный): осмотр специалистами;

инструментальный (объективный): реставрационная интероскопия;

метод физических измерений: обмеры, зондажи, фотограмметрия.

Процесс составления паспортов, основанный на камеральных и натурных исследованиях, называется научно-исследовательским проектированием. Это одна из самых длительных стадий реставрационного процесса, поскольку изучение памятника, проведение предварительных и натурных исследований продолжается на протяжении всего производства реконструктивных работ.

На этой стадии принимается решение о направленности реставрационного процесса, объеме выполняемых работ и конечных результатах реставрации. Объем работ определяется заданием на проводимые сохранные (консервационные, ремонтно-реставрационные, реставрационные) работы. В этом же задании определяются стадии проектных решений: проектное предложение с укрупненным сметно-финансовым расчетом, рабочие чертежи с подробными сметами.

Все эти работы сопровождаются экономическими расчетами, которые рекомендуется рассматривать одновременно с готовыми проектными решениями по каждой самостоятельной части научно-исследовательского проектирования.

Categories :
Яндекс.Метрика