В последние годы в крупных городах отказались от чисто жилой среды, организованной по монофункциональному принципу. Ее насыщают элементами общественного назначения, местами приложения труда непроизводственного характера (в науке, управлении, проектировании и т.п.), а также объектами культуры, досуга и отдыха. И только в результате такого заполнения многими функциями жилая среда города становится полноценной и социально насыщенной.
Кроме названных выше социально-пространственных элементов селитебной территории в городской структуре функционируют как большие пространства (промзона, зона отдыха и досуга), так и отдельные «точки» притяжения горожан. К последним относятся вокзалы, станции метро, торговые центры, рынки, спортивные и вузовские комплексы, многофункциональные центры. За последнее время в структуре многих городов появились новые социально-пространственные элементы: пешеходные улицы и пешеходные зоны.
Все эти элементы обладают различными условиями генерации и притяжения людских потоков. Основными, влияющими на пространственное решение городской среды, являются два: 1) характер распределения людских потоков во времени суток; 2) характер связи между людским потоком (пешеходным движением) и режимом функционирования здания, сооружения или комплекса зданий.
Обычно режим работы предприятий и учреждений устанавливается с учетом возможности организации гибкой связи различных функциональных структур города. Например, начало рабочего дня на предприятиях и в учреждениях и его распределение во времени для различных зон города соответствует возможности бесперебойной доставки населения городским транспортом от места жительства к месту работы.
Распределение пешеходных потоков в пространстве и во времени имеет определенные закономерности, характер этого распределения зависит от ряда факторов, которые определяются градостроительными и функциональными особенностями застройки. По характеру генерации людских потоков зданиями и сооружениями их разделяют на четыре группы (табл. 1).
Результаты социологических обследований по Москве выявили примеры неравномерного распределения пешеходного движения во времени в условиях существующей застройки. Так, для зоны в пределах Садового кольца распределение пешеходных потоков имеет три четко выраженных «часа пик»: утренний — с 8 до 9 ч, дневной — с 13 до 14 ч и вечерний — с 18 до 19 ч.
Утренний «час пик» по времени совпадает с началом работы учреждений и крупных торговых центров. Дневной «час пик» совпадает с обеденным перерывом в учреждениях и организациях и периодом, когда крупные магазины пропускают до 20—25% всех посетителей за день. Вечерний «час пик» совпадает с окончанием рабочего дня и началом работы культурно-просветительных учреждений, сосредоточенных в центре города.
Для зоны в пределах от Садового кольца до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), т.е. для срединной зоны и периферийных районов города, характерны два «часа пик»: утренний — с 8 до 9 ч и вечерний — с 17 до 18 ч. Утренний «час пик» совпадает с началом работы учреждений, а вечерний — с окончанием рабочего дня.
Что касается отдыха городских жителей, то сегодня это не только передышка между напряженными часами труда. Это еще и время досуга, когда наше пребывание отнюдь не замыкается в четырех стенах комнаты или на площадке под окнами. Оказалось, что в ситуации отдыха человеку нужен не только весь город, но и весь пригород — по крайней мере как возможность, которой он волен воспользоваться или не воспользоваться по своему усмотрению.
Замкнуть отдых в «зону» удается только на бумаге. Если все же такая бумажная схема воплощалась в действительность (как произошло в ряде наших новых городов вроде Тольятти), то длительный вакуум в сфере досуга незамедлительно начинал сказываться на всех сферах городской жизни. При наличии трех классических функционально- пространственных зон — производственной (комбинат ВАЗ), жилой и отдыха (в виде не оснащенного, ненасыщенного озелененного пространства) — приговор жителей был однозначен: это еще не город.
В городе должны предусматриваться пространства для человеческого общения. Такие пространства называются общественными: это площади, скверы, пешеходные улицы и бульвары. Общественные пространства осуществляют задачу трансляции городской культуры от поколения к поколению. При этом человек не только является потребителем духовных ценностей, но и активно включается в процесс их формирования.
Город населяют тысячи людей разных возрастов — каждый со своим образом жизни, интересами, привычками и т.д. Все они нуждаются в общественном пространстве, соответствующем их различным потребностям. Оно должно быть достаточно комплексным и богатым, чтобы удовлетворять эти потребности и организовывать взаимодействие между людьми.
Общественные пространства обладают определенной композиционной автономией и приобретают особую значимость как участки, позволяющие облегчить ориентацию в городе. Популярность этих участков, центральное положение, которое они занимают в пространственной иерархии города, явились причиной того, что и обновление окружающей застройки здесь происходит значительно интенсивнее, чем в других местах.
В историческом времени преобразуется не только застройка, но и функциональное насыщение общественных пространств. В них сменяются реализуемые виды социальной деятельности, уплотняются, переплетаются функции, образуя насыщенную среду, привлекательную для горожанина. Так, на первоначально торговой площади со временем возникают объекты обслуживания, культуры, спорта.
Гибкость функции, способность к обновлению в соответствии с меняющимися потребностями общества, а в итоге устойчивость социокультурных характеристик места — еще одно универсальное качество городских общественных пространств.
Чтобы проектировать общественные пространства, необходимо учитывать все особенности места в иерархии городских территорий. Точки перехода из одного состояния в другое, связи внешнего с внутренним, открытого с замкнутым в значительной степени детерминируют способ пространственной организации среды, предопределяют функциональное повышение подобных пространств. На рис. на с. 53 показаны два вида городского пространства: в одном случае связь между зданием и жизнью города практически прервана, во втором — создано насыщенное общественное пространство.
Итак, можно утверждать, что город служит единой пространственной средой, где протекают сложные производственные, культурные и бытовые процессы, во время которых люди вступают в разнообразные отношения, участвуют в жизни различных групп и коллективов, не замыкаясь в одной территориальной или функциональной зоне города. Поэтому город как среда обитания человека должен обладать достаточной степенью разнообразия, которая обеспечила бы каждому жителю необходимую свободу индивидуального выбора типа деятельности и пространственного окружения.