Иностранные инвестиции —

Обращение российских компаний к рынку западных источников инвестиций может быть обусловлено следующими основными причинами: во-первых, практически полным отсутствием на российском финансовом рынке «длинных» (т.е. долгосрочных) и достаточных по объему инвестиционных ресурсов, а во-вторых, существенно более низкой, чем в России их стоимостью.

К сожалению, возможности конкретного застройщика (даже крупной инвестиционно-строительной компании) по выходу на зарубежные рынки капитала в настоящее время достаточно ограничены: как свидетельствует статистика, в 1997—1999 годах доля иностранных инвестиций, направленная в строительное производство, не превышала 2,2% от их общего объема. Однако в процессе дальнейшей интеграции России в мировую экономику роль данных источников будет неизбежно возрастать.

Среди различных видов источников иностранных инвестиций наибольшее распространение в настоящее время получили три основных способа привлечения инвестиционных ресурсов из-за рубежа:

— кредиты;

— еврооблигации;

— американские депозитарные расписки.

Наиболее простой способ привлечения зарубежного капитала — банковский кредит, причем в большинстве случаев представляющий из себя так называемый синдицированный кредит, т.е. кредит, предоставленный синдикатом — объединением двух или более банков- кредиторов. В рамках такого временного объединения риск, связанный с размещением кредита в России, распределяется между участниками. Деятельность синдиката осуществляется под руководством так называемого «ведущего» банка или «банка-организатора», который ведет переговоры с клиентурой, изучает надежность заемщика и самого проекта, возможность получения согласия других банков на участие в кредитовании, определяет срок и порядок выдачи и погашения ссуды, валюту ссуды, анализирует финансовую деятельность и инвестиционные планы заемщика, возможные риски и методы их страхования. Финансовые условия синдицированных кредитов согласовываются сторонами на начальном этапе переговоров. Банком-организатором, как правило, выступает кредитная организация с достаточно крупными пассивами, имеющая опыт проведения крупномасштабных операций, обладающая налаженными обширными связями, квалифицированными кадрами и пользующаяся высокой репутацией в банковской системе. На российском рынке в этом качестве выступают в настоящее время такие банки, как Deutsche Bank, ING Bank, Societe Generale, Standard Bank London Ltd, «Раффайзенбанк Австрия» и некоторые другие.

Условием принятия кредитной организации в синдикат служит согласие на минимальный размер участия, который зависит от объема предоставленного кредита и степени риска по каждой конкретной операции. Чем значительнее риск по предполагаемому к кредитованию проекту, тем большее число кредитных организаций привлекается к участию в синдикате (тем самым сокращается риск для каждого банка). Для сокращения риска неплатежей банковские синдикаты могут требовать от заемщика определенных гарантий, перекладывая риск его неплатежеспособности на страховые компании, другие кредитные организации, государственные институты, правительство и т.д.

Источником правовых взаимоотношений банков — членов синдиката являются срочные обязательства, возникающие на основе заключения договора о синдицированном кредите. В мировой практике помимо выполнения гарантийной функции обязательства по синдицированному кредиту могут выступать и как ликвидная ценная бумага, которую можно переучесть. При наступлении срока погашения обязательств заемщик возвращает кредиторам не только позаимствованные средства, процент за кредит, но и возмещает все издержки, связанные с организацией и осуществлением кредитной операции. Банк — руководитель синдиката (ведущий менеджер) получает (помимо процентов и комиссионных, покрывающих его издержки) специальное вознаграждение за организацию и руководство синдицированной сделкой.

Срок синдицированного кредита для российских заемщиков составляет, как правило, не более двух лет, а ставка чаще всего является переменной и «привязывается» к LIBOR (London Intenbank Offered Rate — лондонская межбанковская ставка предложения (продавца) по краткосрочным межбанковским депозитам) плюс надбавка, которая в России составляет обычно 3—5 % годовых.

Затраты на привлечение синдицированного кредита зависят от структуры и условий кредита — срок, обеспечение, цели, график погашения, наличие платы, взимаемой банками за неиспользованную часть кредита. Оплата услуг организаторов и участников кредита для российских заемщиков в сумме может составлять 1 — 1,5 % от объема кредита и уплачивается перед или в момент выдачи кредита. Оплата услуг «внешних юристов, ответственных за подготовку кредитообеспечительной документации, в зависимости от сложности структуры кредита может доходить до $ 100—150 тыс. В пересчете на среднюю сумму кредита это составляет 0,05—0,1 %.

Кроме того, российская компания-заемщик обязана предоставить потенциальным кредиторам отчетность по международным стандартам, как правило, по так называемого US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles), которые представляют собой единые правила составления финансовой документации в США. Они были разработаны на основе английских стандартов, чтобы международным инвесторам было проще знакомиться с отчетностью транснациональных корпораций. Основное отличие российских правил бухгалтерского учета от GAAP заключается в том, что наши правила предназначены не для инвесторов, а для фискальных (налоговых) органов, между тем именно отчетность по GAAP помогает инвесторам принимать решения о покупке акций или кредитовании той или иной компании вне зависимости от того, в какой стране она зарегистрирована и какую систему бухотчетности практикует.

С учетом вышеперечисленных особенностей, получение российским застройщиком кредита в иностранном банке оказывается задачей порой ощутимо более сложной, чем кредитование в банке российском, однако в настоящее время уже вполне актуальной и разрешимой.

Еврооблигации, иначе называемые «евробондами», представляют собой облигации, которые одновременно размещаются на рынках нескольких европейских стран. Рынок еврооблигаций сложился в 60—70-х годах прошлого века и завоевал большую популярность как среди эмитентов, так и среди инвесторов.

Характерными признаками рынка еврооблигаций, отличающими его от других международных облигационных рынков, является то, что:

— еврооблигации одновременно размещаются на рынках нескольких стран, в результате чего они не подвержены системам национального регулирования;

— отсутствуют ограничения по объемам заимствования;

— еврооблигации являются необеспеченными ценными бумагами;

— стоимость облигаций выражается в любой валюте по выбору эмитента.

Процент по купону еврооблигаций не облагается налогом «у источника дохода». Разновидности еврооблигаций: обычные с фиксированной и плавающей ставкой; долговые обязательства, конвертируемые в акции. Вторичный рынок еврооблигаций обслуживается Международной ассоциацией дилеров по рынкам ценных бумаг (International Securities Market Association, ранее Association of International Bond Dealers), а также системой Euroclear.

Преимущество выпуска еврооблигаций перед получением синдицированного кредита состоит в заметно более длительных сроках, на которые привлекаются средства (от 2 до 5 лет), а кроме того в том, что синдицированные кредиты для российских компаний выдаются, как правило, на обеспеченной основе, а для выпуска еврооблигаций иного «обеспечения», кроме деловой репутации и финансового состояния заемщика не требуется, при этом финансовое состояние должно быть подтверждено соответствующей отчетностью по международным стандартам за 2—3 последних года, а также заключениями аудиторов, имеющих международную репутацию. Таким образом, для выхода на рынок еврооблигаций компания-эмитент должна быть в достаточной степени открыта (причем в большей степени, чем для привлечения синдицированных кредитов).

Наиболее сложным, но во многом и наиболее выгодным способом привлечения зарубежных инвестиций является выпуск так называемого ADR (American Depositary Receipt) — или по-русски — АДР (американских депозитарных расписок).

Обращение к данному инструменту обусловлено тем. что в силу законодательных ограничений прямая торговля акциями российских эмитентов на зарубежных фондовых рынках невозможна. ADR же представляет собой по сути дела документально оформленные права на ценные бумаги российских эмитентов, специальным образом закрепленные в депозитарии. Таким образом, этот инструмент позволяет российской компании выйти на рынок акций той страны, где ее ценные бумаги просто так обращаться не могут. То, что расписки именуют американскими, вовсе не означает, что размещать их или торговать ими можно исключительно в Соединенных Штатах. Например, ADR ОАО «Газпром» торгуются на Франкфуртской бирже, а не в Нью-Йорке.

Порядок выпуска и размещения ADR очень жестко регламентирован. В зависимости от конкретных условий выпуска (в частности, от «глубины» раскрытия информации об эмитенте) ADR подразделяются на инструменты I уровня, II уровня, эмитированные в соответствии с правилом 144а и, наиболее привлекательные для инвесторов, ADR III уровня.

Затраты при размещении ADR весьма велики (для российских компаний — до 8 % от объема привлеченных средств) и состоят из нескольких частей. Наибольшие комиссионные (до 5 %) получают андеррайтеры, т.е. крупные инвестиционные банки, непосредственно занимающиеся продажей ADR на западных рынках, на втором месте — затраты на международных юристов и аудиторов, на третьем — расходы, связанные с рекламой, на четвертом — затраты на регистрацию проекта эмиссии и получение листинга на одной из международных фондовых бирж.

Кроме финансовых затрат на привлечение и обслуживание иностранных инвестиций, потенциальному российскому заемщику (эмитенту) следует учитывать и весьма значительные затраты времени. Сравнительная стоимость, а также особенности основных источников иностранного капитала для российских компаний приведена в табл. 7.21.

С ростом надежности и стабильности российской финансовой системы в глазах зарубежных инвесторов, появляются новые источники и формы привлечения иностранных инвестиций в проекты реконструкции объектов недвижимости на территории России. Одной из таких форм является создание фондов прямых инвестиций (equity funds).

Categories :
Яндекс.Метрика