Жизнедеятельность человека протекает в определенном пространстве, которое своими размерами и формой соответствует отводимой ему функции. Многообразие функциональных процессов в городе рождает многообразие пространственных форм. Как бы ни сложна была функционально-пространственная деятельность человека, каждое новое ее проявление должно находить себе естественную нишу в городской среде.
Жизнь, протекающая в закрытых помещениях (жилых домах, общественных и промышленных зданиях), перемежается с активной человеческой деятельностью в открытых городских пространствах. Термин «открытое юродское пространство» в градостроительстве подразумевает, с одной стороны, такие неравнозначные в средовом отношении пространства, как незастроенные территории, водные системы, зеленые массивы, а с другой стороны, проспекты, улицы, бульвары, эспланады и т.п.
С точки зрения архитектурного формирования среды обитания человека под открытым городским пространством подразумевается специально организованное непокрытое пространство городской структуры, обладающее определенными функциональными и художественными характеристиками [68], Основываясь на этом принципе и исходя из специальной и нормативной литературы, можно условно составить несколько классификаций открытых городских пространств.
Одна из классификаций предполагает следующее ранжирование: двор — улица — площадь. Веками существовали они рядом, дополняя друг друга и составляя целостную, неразрывную ткань города.
Двор — это элементарная частица городского пространства, отнесенного к определенному дому или группе домов (домовладению). Четко фиксированное, замкнутое пространство городского двора всегда соразмерно человеку. Дворы, как правило, соединяются между собой с помощью арок или сквозных проходов в домах, образуя сложно разветвленную систему внутриквартальных пространств, пронизывающую в отдельных случаях обширные участки городской территории. Двор является простейшим и поэтому особенно важным типом универсального пространства общественного назначения. Двор — это промежуточное пространство при переходе человека от дверей своей квартиры к необъятному пространству города.
Улица — протяженное, ориентированное на городское движение пространство, контрастирующее с замкнутым интимным двором.
В Древнем Риме прямоугольную сетку кварталов аккуратно «нарезали» взаимно перпендикулярными улицами: проложенными с севера на юг (кардо) и идущими с запада на восток (декуманус). Главные улицы больших городов достигали 20—30 м в ширину. Так, главная улица знаменитой Пальмиры, построенной римлянами в Малой Азии, достигала 35 м, т.е. была немного уже современной Тверской улицы в Москве. Эта улица называлась улицей колонн, поскольку по всей ее длине по обеим сторонам были выстроены мощные колоннады. Так улица перестает быть всего лишь необходимым проходом или проездом между жилыми кварталами. Она становится дорогой торжественных триумфальных процессий, особо престижным местом, архитектурно оформленным общественным пространством.
В современных городах улицы подразделяются в зависимости от назначения, интенсивности движения и типа застройки; кроме того, устанавливаются общие размеры и пропорции улиц.
Если древние римляне «открыли» улицу как один из важнейших элементов архитектуры города, то древние греки создали прототип площади — агору. Площадь в древнегреческих городах занимала центральное место у акрополя, в гавани, у главных въездов в город. Сегодня площадь имеет гораздо больше разновидностей. Типы площадей зависят от их прямых функций: главные, перед крупными общественными зданиями и местами массового посещения, транспортные, предмостные, вокзальные, предзаводские и т.д. Площади имеют свой специфический характер, отвечающий политическим, экономическим и технологическим требованиям времени.
Кроме такого традиционного членения городской среды (двор — улица — площадь) современные исследователи выявили гораздо большее разнообразие в открытых пространствах городов. Архитектор В.Т. Шимко предложил открытые пространства города разделить на три разновидности.
Первая — специально возведенное, чаще всего плоскостное сооружение, где открытое пространство выполняет функциональную задачу. К таким партерным «пространствам- сооружениям» относятся стадионы, плацы, пляжи, различного рода технологические площадки — от автостоянок до накопительных водоемов и т.д. Основным в архитектурном построении этих пространств является функция, реализуемая на самих участках, зрительные же границы таких пространств вторичны или случайны.
Вторая разновидность — пространства, сопутствующие самостоятельным объемным сооружениям. Это внутренние дворы жилой застройки, промышленных и административных зданий, разрывы между постройками, курдонеры, эспланады, т.е. всякого рода участки при зданиях, сооружениях и их комплексах. Они могут иметь и самостоятельную функцию — распределительную, рекреационную, но всегда подчинены тому объему, чьим промежуточным пространством они являются.
Третья разновидность — многоцелевые объемно-пространственные образования, где
Разновидности открытых пространственных форм в городе
а — партерное пространство—сооружение: 6 — сопутствующее пространство: в — многоцелевое пространство
нельзя точно определить первичность собственно площадки или организующих ее объемов, настолько тесно переплетены функции тех и других. Обычно причиной возникновения такого пространства становятся следующие градостроительные факторы: необходимость в общегородских коммуникациях с обращенными к ним учреждениями и магазинами, потребность в крупном общественном форуме, сформированном монументальной застройкой, памятниками. К ним относятся такие несхожие по структуре городские пространства, как площади, улицы, скверы, бульвары и т.п.
Польский исследователь X. Адамчевская- Вейхерт, анализируя широко распространенную в Европе малоэтажную жилую застройку, называемую «плотно-низкой», предложила классификацию пространств жилой среды с выделением следующих зон:
1) интимной, т.е. собственно квартиры;
2) полуинтимной, к которой относятся балкон, лоджия, терраса, придомовой дворик;
3) полу общественной, предназначенной для совместного пользования наиболее близких групп жителей;
4) общего пространства в жилом районе — улиц, скверов, т.е. так называемого общественного пространства.
Введение нового понятия полуинтимной зоны обусловлено желанием выделить из общедоступного городского пространства территорию, которая связана с окружением и одновременно от него отгорожена, защищена.
Подобная классификация встречается во многих южных странах (Индия, страны Латинской Америки). Так, архитектор Ч. Корреа, исследуя иерархию пространств в городах Индии, составил следующую их группировку:
1) пространство, необходимое семье исключительно для личных целей (приготовление пищи, сон и т.д.);
2) пространство для контактов со знакомыми (при входе в дом);
3) пространство встречи соседей (городская водоразборная колонка или колодец);
4) пространство — главная площадь юрода («майдан»), используемая населением всего города.
Все эти классификации подчеркивают одно главное свойство пространств: при всем их различии по размерам и выполняемым функциям эти пространства объединяет визуальная воспринимаемость. В городской среде все исследователи выделяют именно то конкретное пространство, которое может просматриваться взглядом из одной точки или при движении человека по земле. Но в любом случае это пространство соразмерно человеку и входит в тот психологический ряд, который обуславливает комфорт пребывания человека в городской среде. Такие фрагменты открытого городского пространства называются городскими интерьерами.
Городской интерьер — это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства, в котором часть реальных ограждений (плафон, стены), заменена условными — небосводом, панорамой. Простейшей формой городского интерьера следует считать единичный, относительно изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспринять единовременно. Таковыми являются площадь, перекресток улиц, двор, отрезок магистрали.
Роль городских интерьеров в социально-культурной среде города огромна, так как благополучием городской среды и условием ее развития является увеличение потенциальных контактов жителей этого города (свобода выбора и обмена). Городской интерьер является именно таким местом в городе, где усилия и затраты, связанные с обеспечением контакта людей, являются минимальными. Что же касается художественно-эстетического и психологического воздействия на человека, то эти качества городских интерьеров зависят от профессионализма архитекторов и умения эксплуатационных организаций поддерживать благоустроенный и ухоженный вид городского пространства.
С визуальной точки зрения эти пространства естественным образом перемежаются, перетекают одно в другое, составляя единую пространственную структуру города. Если при этом сохраняется активная связь их прямых впечатлений, возникает система открытых городских пространств.
На основе этих исходных понятий в дальнейшем рассматриваются особенности строения и формирования городского пространства, создание более сложных пространственных систем и их функционирование.