ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ МАШИН БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА Общие сведения —

Подъемно-транспортные машины, передвигающиеся по рельсам, не могут транспортировать груз в любом направлении грузопотоков. Более удобными в этом отношении являются электрические тележки и погрузчики, широко применяемые для механизации работ на складах, в трюмах судов и в других местах территории порта. Все эти машины оснащаются автономным источником электроэнергии — аккумуляторной батареей и электроприводами постоянного тока. Привод ходовых колес выполняется одним или двумя электродвигателями с последовательной обмоткой возбуждения, обеспечивающей, как известно, значительное снижение частоты вращения при больших моментах сопротивления. В этом случае не возникает существенная перегрузка электродвигателя по мощности и, следовательно, он потребляет меньший ток по сравнению с его значением при параллельном возбуждении. Причем в диапазоне больших нагрузок двигатель обладает довольно жесткой механической характеристикой, что хорошо стабилизирует его частоту вращения при колебаниях момента сопротивления.

Частота вращения тяговых электродвигателей регулируется изменением подводимого напряжения секционированным переключением аккумуляторной батареи, изменением сопротивления реостата в цепи якоря или изменением магнитного потока. Для использования последнего способа последовательная обмотка возбуждения выполняется в виде двух секций, которые можно включить последовательно или параллельно. Магнитный поток может быть также ослаблен шунтированием обмотки возбуждения резистором.

На двухдвигательных тележках, помимо указанных способов регулирования частоты вращения, также применяют последовательное или параллельное соединение самих электродвигателей.

Для снижения частоты вращения используется динамическое торможение, а для полной остановки — механический тормоз закрытого типа, затормаживающий тележку лишь при отпущенной педали (при нажатой педали происходит растормаживание). Часто педаль тормоза механически блокируется с приводом контроллера так, что при ее отпускании рукоятка контроллера устанавливается в нулевое положение.

Это предотвращает разряд батареи на заторможенные электродвигатели.

Аккумуляторные погрузчики в отличие от тележки перемещают груз и в вертикальном направлении. Подъем, опускание и изменения наклона вил электропогрузчика, на которые укладывается перевозимый груз, происходит с помощью гидравлического устройства, оборудованного насосом, приводимого во вращение электродвигателем смешанного возбуждения без регулирования частоты вращения.

Аккумуляторная батарея машин безрельсового транспорта состоит из определенного количества включенных последовательно элементов.

Параллельное включение элементов нежелательно, так как при некоторой разнице их э. д. с. возникает уравнительный ток, отрицательно влияющий на состояние батареи.

На большинстве машин устанавливают батареи напряжением 24, 30, 32 или 40 В и лишь в отдельных случаях используют напряжение 80, 120 и 160 В.

По сравнению с автомобильным транспортом безрельсовый имеет ряд преимуществ: снижение температуры окружающей среды практически не ухудшает пусковые свойства электродвигателей; работа электротранспорта сопровождается существенно меньшим уровнем шума; более простое управление из-за отсутствия коробки передач; простота устройства обеспечивает высокую надежность и небольшие затраты на профилактику и ремонт; отсутствие загрязнения атмосферы, что особенно важно при работе в закрытых помещениях.

К недостаткам безрельсового электротранспорта относятся: меньшая скорость передвижения (до 20 км/ч), большая собственная масса, в среднем примерно равная 80 % полной массы; недостаточная емкость аккумуляторных батарей, приводящая к необходимости частых и длительных зарядок и к ограничению радиуса действия (запас энергии аккумуляторов обеспечивает на горизонтальной асфальтированной дороге всего 50—70 км пробега), невелик предельный уклон преодолеваемого подъема дороги (без груза — 8°/00, с грузом — 3°/00).

Categories :
Яндекс.Метрика