Бюджетное финансирование реконструкции — предоставление средств бюджетов (на безвозвратной или возвратной основе) предприятиям-бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на осуществление реконструкции объектов, предусмотренных в соответствующем утвержденном бюджете.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (Глава 1, ст. 6). Таким образом, бюджетная система подразделяется на три уровня (см. таблицу 7.19).
Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на общие, касающиеся всех бюджетополучателей и частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам относят: соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи — см.ниже), целевой характер предоставления бюджетных средств, выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных бюджетных ассигнований. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей.
Процесс бюджетного финансирования начинается с утверждения соответствующего бюджета органом представительной власти. В финансовых органах готовится орг анизационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по квартальному распределению бюджета. Она направлена на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств. Она направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета служит документом, регламентирующим взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.
Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется органом Федерального казначейства.
Финансирование мероприятий, предусмотренных росписью расходов, обеспечиваются поэтапно.
1. Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее получения утверждают финансовый орган и главных распорядителей бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета.
Доведение объемов ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей осуществляется через Федеральное казначейство.
2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
Бюджетное обязательство — это оформленное бюджетополучателями право предъявления требований к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.
На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3. Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть проведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представить в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.
4 Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств служит платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетный расход.
Как уже отмечалось, частные инвестиции направляются в реконструкцию исключительно недвижимости, способной принести доход соответствующий ожиданиям инвестора, те., как минимум, не меньший, чем ставка депозита в надежном банке. Отсюда следует, что роль государства в финансировании реконструкции и обновления инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационной и социально-необходимой недвижимости, если и будет уменьшаться (за счет декларируемого развития сети платных автодорог, приватизации части инженерных сетей и генерирующих предприятий), то незначительно.
Бюджетное финансирование реконструкции объектов недвижимости осуществляется в различной форме.
Во-первых, это бюджетные ассигнования на оплату работ, выполняемых по государственным (федеральный бюджет) и муниципальным контрактам (местные бюджеты).
Необходимо отметить, что несмотря на формально безвозвратный характер подобной формы финансирования, бюджет, при правильной организации работы соответствующего органа власти, «внакладе» не остается:
— повышается инвестиционная привлекательность региона, а рост инвестиций ведет к росту налоговых поступлений;
— растет рыночная стоимость земельных участков в данном регионе и их продажа или передача в аренду частным инвесторам приносит в бюджет большие средства.
Кроме того, местные власти, как правило, предусматриваю! взимание с компаний, желающих осуществлять строительство или реконструкцию в данной местности, платы в виде компенсации соответствующей доли затрат местного бюджета на развитие инфраструктуры, инженерных сетей и т.п.
Во-вторых, важным источником бюджетного финансирования реконструкции являются бюджетные кредиты и ссуды. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах». Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать-
— бюджетные учреждения (ст. 118 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов);
— государственные и муниципальные унитарные предприятия;
— юридические лица;
— органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;
— отдельные категории граждан.
Застройщикам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, бюджетный кредит в соответствии со ст. 76 Бюджетного кодекса РФ может быть выдан только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, а также залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.
Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
До 2001 г. государство активно применяло бюджетные кредиты для поддержки отдельных отраслей экономики, в первую очередь сельского хозяйства и угольной промышленности. Затем программы кредитования стали сворачиваться, и в настоящее время федеральный бюджет предоставляет кредиты предприятиям в крайне ограниченных пределах.
Причинами отказа от широкого использования бюджетного кредитования стали низкая эффективность выданных кредитов и массовый невозврат средств по ним. Агентом Правительства по возврату выданных кредитов были назначены Российский сельскохозяйственный банк и Российский банк развития, при этом первый был призван работать с задолженностью по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации, а второй — с задолженностью по всем остальным кредитам.
Разновидностью бюджетного кредита является налоговый кредит. В данном случае понятие «кредит» носит несколько условный характер, т.к. не все виды налоговых кредитов обладают признаками кредита (срочность, возвратность, платность). Различают следующие формы предоставления налогового кредита: снижение ставки налога, сокращение окладной суммы (валового налога), полное освобождение от налога на определенный период (налоговые каникулы), отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога или его части (налоговая амнистия), зачет ранее уплаченного налога (широко используется в целях избежания двойного налогообложения), замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит). Целевой налоговый кредит — льгота, предоставляемая местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, налогоплательщику в случае выполнения им особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории. Для получения такой льготы плательщик должен заключить налоговое соглашение с местной администрацией, которое затем подлежит утверждению местным органом власти при рассмотрении соответствующего бюджета. Налоговый кредит находит широкое применение, т.к. он напрямую сокращает налоговое обязательство налогоплательщика, тогда как изъятия и скидки лишь косвенно сокращают окладную сумму. Кроме того, налоговый кредит больше, чем другие налоговые льготы, учитывает имущественное положение налогоплательщика: одинаковый в количественном выражении налоговый кредит сохраняет большую долю дохода плательщику с более низкими доходами.
В процессе реконструкции недвижимого имущества, имеющего важное значение для социально-экономического развития региона, а также в случае, если такая реконструкция является частью технического перевооружения производства, застройщик может рассчитывать на использование так называемого инвестиционного налогового кредита, предусмотренного ст. 66—68 Налогового кодекса РФ. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 до 5 лет Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления застройщика и оформляется договором между соответствующим уполномоченным органом и застройщиком в течение 1 месяца со дня получения заявления. Наличие у застройщика одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с ним договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям. Договор должен предусматривать: порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита с указанием названия налога, по которому он предоставлен, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовым актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональными местным налогам, могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.
Еще одной, хотя и косвенной, формой бюджетного финансирования реконструкции недвижимости является предоставление государственных (муниципальных) гарантий для привлекаемых застройщиком внешних и внутренних займов (кредитов).
Государстнениые (муниципальные) гарантии предоставляются застройщику, как правило, на конкурсной основе и под проекты, которые само государство (в лице соответствующего органа) определило как приоритетные и высокоэффективные.
Примером гарантирования государством задолженности юридического лица может служить предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 25.08.01 №628 предоставление государственных гарантий по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в целях развития рынка ипотечных ценных бумаг и обеспечения за счет полученных таким путем средств кредитов населению на приобретения жилья.
Гарантии обеспечивают исполнение обязательств агентства, возникающих в результате размещения эмитированных им облигаций. Займы, привлекаемые агентством посредством размещения обеспеченных гарантиями облигаций, являются целевыми и предназначены для финансирования ипотечного жилищного кредитования, а именно:
— для приобретения прав требования банков по кредитам, выданным гражданам на приобретение жилья и обеспеченным ипотекой;
— для предоставления займов банкам в целях выдачи гражданам кредитов на приобретение жилых домов и жилых помещений, обеспеченных ипотекой этого имущества, с последующей передачей агентству прав требования по этим кредитам;
— для предоставления на срок до 18 месяцев займов банкам в целях кредитования покупателей, заключивших договор приобретения прав на строящиеся (реконструируемые) жилые дома и помещения.
Для обеспечения комплексности мероприятий по реконструкции недвижимого имущества, в особенности ветхого и аварийного жилого фонда, их бюджетное финансирование осуществляется в рамках многочисленных федеральных и муниципальных специализированных целевых программ.
В частности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.02 № 33 утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы. Реализация данной программы в полном объеме оценивается в 845 млрд руб., при этом, например, в 2003 году в рамках программы было предусмотрено выделение из федерального бюджета 1,334 млрд руб.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.03.04 № 178-ПП утверждена «Среднесрочная программа капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004—2006 гг.».
В соответствии с указанным постановлением, «финансирование программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на реализацию среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004—2006 гг. и средств инвесторов».
Финансирование программы осуществляется по следующим направлениям:
— непосредственно работы по комплексной реконструкции сложившейся застройки города (реконструкция и реновация, капитальный ремонт и модернизация);
— мероприятия по подготовке территории к капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации, включая переселение жителей, освобождение строений от собственников и арендаторов;
— мероприятия организационно-технического характера подготовительного периода, а также сопровождающие реализацию программы (сюда относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в части подготовки нормативной технической документации в области капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки города, и иные расходы, связанные с организацией процесса реализации программы).
Общий объем бюджетного финансирования программы в течение 2004-2006 годов утвержден в объеме 684,07 млн руб, а его структура показана в таблице 7.20.
Уставный капитал — средства, внесенные учредителями (собственниками) компании для ее создания и последующего осуществления хозяйственной деятельности.
Для предприятий различной организационно-правовой формы данные средства называются по-разному: складочный капитал (для хозяйственных товариществ), уставный фонд (для государственных и муниципальных предприятий), паи (для кооперативов), собственно уставный капитал (для всех остальных форм).
Величина уставного капитала имеет определенную значимость лишь в момент учреждения организации и в российской практике часто является крайне незначительной величиной. Для совладельцев (первоначальных акционеров) является важным не номинал принадлежащих им акций, а их доля в капитале компании.
Стоимость источника «уставный капитал» (kG) с позиций собственников действующей компании на первый взгляд можно было бы счесть равной нулю, однако для самой компании эта стоимость будет равна стоимости источника «нераспределенная прибыль« (подробнее см. далее).
Одним из наиболее действенных средств увеличения объема собственных средств компании (и ее инвестиционного потенциала) может служить эмиссия акций, т.е. увеличение уставного капитала за счет привлечения новых акционеров.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в собственном капитале компании. Акции, в отличие от облигаций и иных долговых ценных бумаг, не имеют установленных сроков обращения. Реализация акций сопровождается передачей внешним инвесторам ряда имущественных и иных прав:
а) право голоса, т.е. право на участие в управлении компанией, как правило, посредством голосования на собрании акционеров при выборе его исполнительных органов, принятии стратегических направлений деятельности компании, решении вопросов, касающихся имущественных интересов акционеров (в частности, ликвидация или продажа части имущества, эмиссия ценных бумаг и др.);
б) право на участие в распределении прибыли (т.е. получение пропорциональной части прибыли в форме дивидендов);
в) право на соответствующую долю в акционерном капитале компании и остатка активов при ее ликвидации;
г) право на ограниченную ответственность, согласно которому акционеры отвечают по внешним обязательствам компании лишь в пределах рыночной стоимости принадлежащих им акций;
д) право продажи или уступки акции ее владельцем какому-либо другому лицу;
е) право на получение информации о деятельности компании.
Различают следующие основные виды акций: именные и на предъявителя, обыкновенные (простые) и привилегированные, распространяемые по открытой или закрытой подписке.
Именные акции записываются в специальном журнале регистрации (реестре), который ведется акционерным обществом или поручается специализированной компании — регистратору. В реестре содержатся данные о каждой именной акции, времени ее приобретения, количестве акций у отдельных акционеров. Движение именных акций подлежит обязательной регистрации, кроме того, передача акций другому владельцу в некоторых случаях требует нотариального оформления. Что касается акций на предъявителя, то в журнале регистрации фиксируется лишь общее их количество.
Обыкновенная акция дает право на получение «плавающего» дохода, т.е. дохода, зависящего от результатов деятельности общества, а также право на участие в управлении (одна акция — один голос). Распределение чистой прибыли среди держателей обыкновенных акций осуществляется после выплаты дивидендов по привилегированным акциям и пополнения резервов, предусмотренных учредительными документами и решениями собрания акционеров. Иными словами, выплата дивидендов по обыкновенным акциям ничем не гарантирована и зависит исключительно от результатов текущей деятельности и решения собрания акционеров.
Владелец привилегированной акции, как правило, имеет преимущественное право по сравнению с владельцем обыкновенной акции на получение дивидендов в форме гарантированного фиксированного процента, а также на долю в остатке активов при ликвидации общества. Дивиденды по таким акциям в большинстве случаев должны выплачиваться независимо от результатов деятельности общества и их распределения между держателями обыкновенных акций. Тем самым обусловливается относительно меньшая рискованность привилегированных акций; одновременно это отражается и на величине дивидендов, уровень которых в среднем, как правило, более низок по сравнению с уровнем дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям. Кроме того, привилегированная акция не дает права на участие в управлении обществом, если иное не предусмотрено уставными документами.
Как правило, в начале деятельности компания, не будучи достаточно известной на рынке, не может рассчитывать на привлечение широкого круга акционеров, поэтому на данной стадии размещение дополнительно эмитируемых (выпускаемых) акций осуществляется путем закрытой подписки, т.е. продажи заранее определенному кругу инвесторов. Следующим шагом успешно развивающегося предприятия может быть открытое (публичное) размещение акций на фондовом рынке, такое открытое размещение, осуществляемое компанией впервые, принято называть «1РО» (от английского Initial Public Offer).
Довольно часто при первоначальном открытом размещении происходит как перепродажа акций уже существующими акционерами (в этом случае денежные средства от продажи этих акций переходят к бывшим акционерам общества) так и привлечение финансовых ресурсов за счет эмиссии новых акций (в этом случае помимо финансовых средств компания приобретает и новых акционеров). В любом из этих случаев среди владельцев компании появляются новые акционеры.
Компания и в дальнейшем по мере своего развития может нуждаться в финансовых ресурсах для расширения деятельности и соответственно прибегать к дополнительным эмиссиям акций, которые могут проводиться как открытым, так и закрытым способом.
До того момента, как ценные бумаги начинают продаваться инвесторам, компания должна зарегистрировать эмиссию в Федеральной службе по финансовым рынкам (до 2004 года — в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг — ФКЦБ России). В случае открытого размещения, т.е. когда ценные бумаги продаются неограниченному кругу инвесторов, компания должна подготовить решение о выпуске и детальный проект эмиссии ценных бумаг, содержащий информацию о компании, ее финансовом положении, параметрах эмиссии ценных бумаг (цена, предполагаемый объем финансирования и др.). Федеральная служба по финансовым рынкам России проверяет предоставленную информацию на достоверность и соответствие законодательству, после чего регистрирует эмиссию ценных бумаг. С этого момента информация об эмиссии и проспект эмиссии может распространяться среди потенциальных инвесторов.
Размещение ценных бумаг может проводить как сам эмитент, так и специальный финансовый посредник — андеррайтер.
Андеррайтеры — это инвестиционные компании или банки, которые выступают в роли посредников при эмиссии ценных бумаг на фондовом рынке. Как правило, андеррайтеры выполняют несколько функций:
— консультируют эмитента по вопросам эмиссии ценных бумаг;
— осуществляют покупку ценных бумаг;
— осуществляют перепродажу этих ценных бумаг на фондовом рынке.
Различают несколько вариантов участия андеррайтера в эмиссии ценных бумаг.
Традиционный андеррайтинг («полное участие») подразумевает, что андеррайтер оплачивает
всю стоимость выпуска по зафиксированной цене. Таким образом, эмитент полностью освобождается от риска, связанного с эмиссией ценных бумаг. В случае если андеррайтеру не удается продать в полном объеме ценные бумаги по цене выше, чем он их приобрел у эмитента, то риск убытков лежит в этом случае только на нем. Возможными причинами такого развития событий могут быть ухудшение коньюктуры фондового рынка, завышенная цена на ценные бумаги и ряд других. Поскольку в этом случае риск, связанный с размещением ценных бумаг, берет на себя андеррайтер, то ему позволяется продавать эмитируемые ценные бумаги со спрэдом, т.е. по цене выше, чем цена, по которой он купил ценные бумаги у эмитента.
Другой вариант андеррайтинга называется «максимум усилий» В этом случае андеррайтер не уверен, что будет способен продать все ценные бумаги с прибылью, поэтому он обязуется продать столько ценных бумаг, сколько сможет при заданной цене. Таким образом, андеррайтер не несет финансовой ответственности за нереализованные ценные бумаги, то есть берет ценные бумаги как бы на реализацию, за что получает комиссионное вознаграждение.
Важный этап эмиссии ценных бумаг — установление иены размещения, представляющее при IPO чрезвычайно сложную задачу для эмитента и андеррайтера. При последующих эмиссиях ориентиром выступает сложившаяся рыночная цена, при первоначальной же эмиссии такого ориентира еще на существует и сложно определить, как оценят потенциальные инвесторы стоимость акций.
Компания-эмитент стремится разместить ценные бумаги по максимально возможной цене, в то время как андеррайтеры более осторожны, т.к. в случае завышения цены они останутся с непроданой частью акций. В результате, как правило, андеррайтер старается недооценить (занизить) стоимость акций при IPO. Подобное занижение цены представляет собой затраты для уже существующих акционеров, поскольку новые акционеры получают возможность купить акции по заниженной, привилегированной цене.
Довольно часто цена акции после размещения возрастает. Разница между сложившейся после размещения рыночной ценой и ценой размещения представляет собой недооценку выпуска. Иногда эта разница составляет существенную величину.
В последнее время в практике крупных (в т.ч. и нескольких российских) компаний применяется эмиссия специальных инструментов привлечения акционерного капитала — ADR (американских депозитарных расписок) и им подобных.
Акционеры в обмен на предоставление своих средств коммерческой организации рассчитывают на получение дивидендов. Их доход численно будет равен затратам организации на обеспечение данного источника средств. Поэтому с позиции коммерческой организации стоимость такого источника приблизительно равна уровню дивидендов, выплачиваемых акционерам. Поскольку по привилегированным акциям выплачивается фиксированный процент от номинала, т.е. известна величина дивиденда, то стоимость источника средств «привилегированные акции» (kps) рассчитывается по формуле:
На практике, однако, значения показателей D и g могут быть приблизительно определены только для крупной публичной компании, стабильно выплачивающей дивиденды и постоянно котируемой на биржах, причем для объемов эмиссий, не влияющих существенным образом на дальнейшую деятельность такой компании.
Эмиссия акций является весьма дорогостоящим и протяженным повремени процессом — по западным стандартам эмиссионные расходы (гр5 и rcs ) составляют 0,05—0,10 (или 5—10 % от номинала общей суммы выпускаемых ценных бумаг) и складываются из прямых затрат (спрэд андеррайтера, административные издержки, оплата услуг аудиторов, консультантов и т.д.) и косвенных издержек (недооценка выпуска при размещении). В России использование данного источника инвестиционных ресурсов осложняется еще и крайне неразвитой общей корпоративной культурой, поэтому на практике в настоящее время рядовому застройщику достаточно сложно рассчитывать на возможность мобилизации средств путем публичной эмиссии акций.
Одним из основных источников инвестиционных ресурсов стабильно работающей компании служит собственная нераспределенная прибыль, т.е. остающаяся после уплаты налогов прибыль, не направляемая на выплату дивидендов, а реинвестируемая в деятельность компании.
В мировой практике реинвестируемая прибыль чаще всего является основным источником пополнения средств компании. Причин тому несколько. Во-первых, эти средства мобилизуются максимально быстро и не требуют какого-то специального механизма, как в случае с эмиссией акций или облигаций. Во-вторых, в некотором смысле этот источник обходится дешевле других источников собственных средств, поскольку не возникает эмиссионных расходов. В-третьих, он безопасен в смысле отсутствия эффекта негативного влияния информации о новой эмиссии на текущую цену акций (т.е. рыночную стоимость компании в целом).
В России роль прибыли как источника финансирования постоянно возрастает, однако все еще остается незначительной как из-за кризисного состояния реального сектора экономики и его невысокой рентабельности, так и вследствие повсеместно распространенного налогового планирования, направленного на занижение предприятиями налогооблагаемой прибыли.
Стоимость источника «нераспределенная прибыль» может рассчитываться различными методами, однако ее величина достаточно легко интерпретируется следующим образом: полученная компанией прибыль после соответствующих отчислений подлежит распределению среди владельцев обыкновенных акций; для того чтобы последние не возражали против реинвестирования прибыли, необходимо чтобы ожидаемая отдача от такого реинвестирования была не меньше, чем отдача от альтернативных инвестиций той же степени риска. В противном случае владельцы обыкновенных акций предпочтут получить дивиденды и используют эти средства на рынке капитала. В некотором смысле реинвестирование прибыли равносильно приобретению ими новых акций своей фирмы. Таким образом, стоимость источника средств «нераспределенная прибыль» (крГ) примерно равна стоимости источника средств «обыкновенные акции», а точнее несколько ниже нее, поскольку эмиссия ценных бумаг всегда сопровождается дополнительными расходами:
Амортизация — это процесс постепенного переноса стоимости средств производства (например, имеющейся в собственности застройщика строительной техники) по мере износа на создаваемую продукцию (в частности, объекты реконструкции).
Различают амортизацию равномерную, называемую также «простой» или «линейной» и основанную на нормативных (определяемых Правительством РФ) сроках службы основных фондов, ускоренную, при которой большая часть амортизации начисляется в первые годы эксплуатации и меньшая — в последующие (что рассматривается как механизм снижения потерь от инфляции), и амортизацию на объем выполненных работ, применяемую в добывающих отраслях и на транспорте и основанную на допущении, что износ является исключительно результатом использования оборудования и не зависит от времени Выбор способа начисления амортизации (по группам однородных объектов основных средств) в соответствии с положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в общем случае остается за предприятием и осуществляется при выборе им учетной политики.
Для крупных инвестиционно-строительных компаний амортизация принадлежащего им строительного и специального оборудования во многих случаях является важнейшим собственным (внутренним) источником инвестиций.
Стоимость источника «амортизационные начисления» (ка) также равна стоимости источника «нераспределенная прибыль», т.е.