Автоматизация насосных станций позволяет осуществлять следующие виды управления и работы:
а) управление всеми насосными агрегатами и оперативными задвижками с общего пульта насосной станции или всеми насосными станциями системы с одного диспетчерского пункта;
б) автоматический пуск и остановку насосов в зависимости от уровня жидкости в резервуарах или от расхода воды и давления в трубопроводах;
в) автоматический ввод резервного насоса при произвольной остановке работающего;
г) работу отдельных насосов или отдельных насосных станций по заданной программе во времени.
Для автоматизации управления насосными станциями оперативные задвижки должны иметь электрический привод. Последний осуществляется асинхронными двигателями типа АОС с повышенным скольжением, встраиваемыми вместе с редуктором в корпус задвижки. Для ограничения хода запорного механизма задвижки как в сторону открытия, так и закрытия, устанавливаются конечные выключатели.
В целях предотвращения поломки задвижки при заклинивании необходимо ограничивать момент, развиваемый ее двигателем; для этого используются:
а) муфты предельного момента;
б) токовые реле в цепи статора двигателя;
в) добавочные сопротивления в одной фазе статора двигателя.
В табл. 5-1 приведены технические данные электродвигателей, встраиваемых в задвижки Главгидромаша.
На рис. 5-15, 5-16 и 5-17 показаны схемы управления задвижками для каждого из указанных способов ограничения момента, развиваемого двигателем.
На устройства автоматизации насосных станций прямое влияние оказывают условия пуска насосов, зависящие от системы их залива и положения задвижки в напорном трубопроводе. По системе залива различаются:
а) насосы, находящиеся под постоянным заливом;
б) насосы, заливаемые перед пуском;
в) насосы, у которых необходимый для пуска вакуум СО здается с помощью специальных вакуум-насосов.
По положению задвижки возможны три случая пуска насосов:
а) при закрытой задвижке;
б) при задвижке, открываемой одновременно с пуском;
в) при открытой задвижке.
В первых двух случаях пуск является легким и потребляемая при пуске мощность бывает невелика.
Наоборот, пуск с открытой задвижкой является тяжелым и сопровождается потреблением значительной мощности.
Кроме того, пуск и остановка насосов при открытой задвижке приводят к образованию гидравлических ударов, достигающих в мощных гидравлических системах и при большой высоте подъема жидкости весьма больших значений.
Все сказанное должно быть учтено при разработке схем электрического управления; принятая система управления должна быть согласована с авторами проектов гидравлических и механических устройств насосной.
Для автоматического управления насосами в зависимости от уровня жидкости в резервуаре, давления в трубопроводе или расхода воды в качестве командоаппаратов используются датчики, описанные в § 5-5.
Для управления по заданной программе во времени применяются командные электропневматические приборы КЭП.
Характерные схемы автоматического управления насосами показаны на рис. 5-18 и 5-19.