Городская среда, особенно крупного города, находится в оппозиции к человеку. Город — это мир, который аккумулирует социальную активность и жизнедеятельность населения в невиданных до этого масштабах, это мир движения и концентрации, где каждый чувствует себя анонимной частичкой людского потока. Для смягчения стрессов и оздоровления городской среды важны не только природоохранные, санитарно-гигиенические и другие специальные мероприятия, но и обязательно проектирование архитектурно-художественных средств по гуманизации среды. К ним относятся элементы благоустройства, объекты городского дизайна, системы пешеходных коммуникаций. Кроме того, при строительстве транспортно-коммуникационных узлов важно учитывать человеческий фактор.
В основу проектирования архитектурно-художественных средств положены следующие принципы:
1) учет движения двух видов — транспортного и пешеходного:
необходимая степень доступности любой части региона;
ощутимая безопасность пребывания в различных местах в любое время;
организация региональной системы велосипедных и пешеходных дорожек;
устройство пешеходных проходов, совмещенных с обслуживанием (пассажи);
устройство крытых пешеходных галерей в домах (аркада);
использование рекреационных и накопительных пространств, площадок, скверов, совмещенных с системой пешеходных связей; создание пешеходных улиц и зон;
2) учет возрастной и физической дифференциации жителей города в открытых пространствах:
обеспечение возможности освоения детьми своей территории, а также передвижения по району престарелых и инвалидов;
замощение улиц, ступеней, пандусов, пригодных для людей с разными физическими возможностями;
использование фонтанов, ветровых устройств, световых и тепловых скульптур, колоколов и музыки, зрелищ типа «звук и свет», других средств, усиливающих эмоциональное восприятие;
3) учет стремления людей к замкнутому пространству, создание комфортных интерьеров на улицах и площадях:
наличие мест для прогулок и отдыха, с которых можно наблюдать за деятельностью других;
представительность общественных пространств и предпочитаемая степень замкнутости;
физическое определение границ социальной территории, предпочитаемые формы перехода между общественной средой и групповой территорией;
обеспечение возможности видеть воду, зелень, камни, землю и открытое небо;
доступность питьевой воды, объектов питания и общественных туалетов;
наличие и доступность укрытий от дождя, ветра, солнца, предотвращение сквозняков и перегрева общественных пространств;
специальная разработка систем освещения;
замощение, ровность и чистота тротуаров, отвод дождевой воды;
4) оптимизация доступности учреждений массового спроса от транспортных узлов: станций метро, железнодорожных вокзалов, речных портов и т.д. обеспечение ясности системы движения, связей и подходов при следовании по главным маршрутам;
выделение потока информации, обеспечивающей безопасность в экстремальных условиях;
облегчение доступа к общезначимой информации;
свобода перемещений через открытые пространства: пешком, на инвалидной коляске, на костылях [28].
Фактически эти принципы создают новую область проектирования, обеспечивающую, как говорят урбанисты (К. Линч), сенсорное качество городской среды. Это — дизайн городской среды, проектирование которого может начинаться после строительства района, в момент его освоения жителями.
Однако квалифицированная консультация по дизайну городской среды должна присутствовать и на крупномасштабных этапах градостроительного проектирования.
Если проект городского дизайна наложить на проект крупномасштабной ткани города, то получится картина, на которой тонкая паутина объектов дизайна ляжет на крупную сетку-схему города. Паутина имеет узлы-пересечения, где образуются островки с озеленением и местами отдыха, и пешеходные линии связи, ориентированные также на своеобразный отдых вперемежку с торговыми или другими функциями. В итоге такого наложения развивается «живая» система, где в едином результате переплетены пространственные замыслы архитектора-градостроителя и каждодневные заботы жителей, зафиксированные калейдоскопом дизайнерских решений.
Исторически сложилось так, что, уделяя все внимание возведению зданий и памятников, зодчие прошлых лет практически не занимались собственно пространством городской среды. Но жизнь показала, что сенсорное качество среды и, конечно, дизайн играют ключевые роли в процессе функционирования всего города: именно в открытых пространствах среды осуществляются различные взаимосвязи и взаимообмены.
Дизайн городской среды — относительно молодая сфера проектной деятельности, отсюда некоторая фрагментарность рекомендательных указаний и правил по нему. Еще предстоит выработать общие подходы и условия применения стандартов и правил, применяемых в проектных решениях компонентов среды. Должна быть отработана фактура специфических средств, связанных с благоустройством и художественным оформлением улиц и площадей. Это элементы (мощение, лестницы, подпорные стенки, озеленение, водоемы и др.), оборудование и городская мебель (фонари, телефоны, скамьи, остановки транспорта, тенты, автоматы обслуживания и др.), разного рода знаки и символы, связанные с рекламой и другими видами визуальной информации.