ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИН НЕПРЕРЫВНОГО ТРАНСПОРТА Общие сведения

Машины непрерывного транспорта (транспортеры, элеваторы, установки пневмо- и гидротранспорта) используются не только самостоятельно, но и в составе поточно-транспортных систем (ПТС). Все большее распространение находят плавучие ПТС с гидромеханизированной добычей песчано-гравийной смеси со дна реки с последующим ее обогащением, сортировкой и погрузкой с помощью транспортеров. Перегрузочные комплекты, состоящие из вагоноопрокидывателей и транспортеров, обеспечивают высокую производительность, что создает перспективу для более широкого их применения.

Отдельные машины ПТС находятся одна от другой на относительно больших расстояниях, создающих определенные трудности обеспечения строго необходимой взаимозависимости и согласованности их действия при транспортировании груза. Автоматика ПТС обеспечивает дистанционное управление машинами, автоматическое регулирование, автоматическую блокировку и защиту, а также технологическую сигнализацию о ходе работы. В задачу автоматической блокировки входит обеспечение правильной последовательности пуска отдельных машин, отключение механизмов в случае опасных отклонений от нормального режима работы, обеспечение зависимости действия ПТС от положения перекидных клапанов, шиберов и т. д.

Механизмы непрерывного транспорта могут эксплуатироваться в самых разнообразных условиях и в том числе крайне неблагоприятных: на открытом воздухе и в помещениях, содержащих пары активных веществ, с повышенной влажностью и температурой, а также взрывоопасных. Поэтому электрооборудование подобных механизмов должно быть надежно в работе, безопасно и просто в обслуживании. Приводные двигатели имеют, как правило, закрытое или, при необходимости, взрывозащищенное исполнение.

Непрерывный характер работы рассматриваемых механизмов определяет длительный режим работы их электродвигателей. В случае однонаправленного без изменения скорости движения груза электроприводы выполняются нереверсивными и нерегулируемыми с использованием, как правило, асинхронных короткозамкнутых двигателей.

Механизмы непрерывного транспорта при большой протяженности линий обладают большими поступательно движущимися массами, приведенный момент инерции которых может в 10—20 раз превышать момент инерции двигателей, и значительной податливостью транспортерной ленты.

Большие маховые массы увеличивают возможность пробуксовывания приводных барабанов и шкивов относительно лент при пуске электродвигателей. Резкое приложение момента при наличии упругих механических связей вызывает дополнительные динамические усилия. Для устранения отмеченных недостатков применяют ограничение рывка момента двигателя в начале пуска. С другой стороны, для сокращения времени разгона больших масс требуется повышенный пусковой момент. Таким моментом обладают короткозамкнутые асинхронные двигатели с двойной «беличьей клеткой» или с глубоким пазом. В процессе увеличения угловой скорости момент этих двигателей относительно стабилен, что также способствует уменьшению времени пуска и обеспечивает меньшее их нагревание.

Проблема пуска крупных механизмов непрерывного транспорта решается применением асинхронного двигателя с фазным ротором, при котором происходит ограничение пускового тока и обеспечивается формирование требуемой пусковой характеристики. Рывок момента ограничивается в начале пуска включением в цепь ротора резистора (одной или двух ступеней) с большим сопротивлением. При этом происходит мягкое выбирание зазоров и уменьшение упругих колебаний ленты.

Переключение ступеней пусковых резисторов в процессе разгона двигателей вызывает скачкообразные изменения его момента в тех больших пределах, чем меньшее число ступеней. Эти колебания момента могут явиться причиной возникновения упругих колебаний и нарушить плавность переходных процессов. Плавность пуска обеспечивается увеличением числа пусковых ступеней, обеспечивающим меньшую скачкообразность момента. Это, однако, приводит к необходимости использования большого количества релейно-контактной аппаратуры.