Электрическое управление механическими тормозами

Каждый механизм крана оснащается механическим тормозом, служащим для его удержания в застопоренном состоянии при бездействии или для замедления движения механизма перед остановкой. Затормаживающее усилие тормоза создается специальными пружинами или грузом. Это усилие через систему тяг и рычагов передается на тормозные колодки, охватывающие барабан, расположенный на валу электродвигателя. Тормозной момент зависит от усилия, прижимающего тормозные колодки к барабану.

Для растормаживания тормоза применяют различные электротехнические устройства, вступающие в действие одновременно с пуском электродвигателя и создающие усилия, противоположные по направлению усилиям пружин и грузов. Растормаживание должно быть быстрым — это способствует ускорению процесса разгона электропривода и снижению потерь электроэнергии, а затормаживание, напротив, — плавным, что улучшает динамику механизма при его замедлении.

Как уже отмечалось, на всех крановых механизмах, кроме механизмов поворота, применяют тормоз закрытого типа, зажимающий колодки при отключенном электродвигателе. На механизме поворота, как правило, устанавливают тормоз открытого типа, создающий торможение при нажатии на тормозную педаль. Иногда при предварительном использовании электрического торможения в механизме поворота применяют тормоз закрытого типа, вступающий в действие при снижении до определенного значения скорости механизма (например, кран «Альбатрос»),

Одним из устройств, применяемых для управления механическими тормозами, являются растормаживающие электромагниты. Они бывают переменного (однофазные и трехфазные) и постоянного тока, а по конструкции — длинно- и короткоходовые.

Существенным недостатком электромагнитов переменного тока является то, что при включении они потребляют ток, в 10—30 раз превышающий значение тока при втянутом якоре.

Ток включения электромагнитов постоянного тока не превышает установившегося значения, и поэтому их можно использовать на кранах с тяжелым режимом работы, обеспечивая более высокую надежность действия.

На современных кранах наибольшее распространение для управления тормозами получили электрогидравлические толкатели. Корпус этого устройства заполнен маслом, которое при растормаживании перекачивается центробежным насосом из заполненной полости под вертикально расположенный поршень. Поршень поднимается и через связанные с ним штоки разводит тормозные колодки. Рабочее колесо насоса приводится во вращение асинхронным короткозамкнутым двигателем, включаемым обычно на статор электродвигателя механизма крана. Так как рабочее колесо насоса симметрично, то реверсирование двигателя гидротолкателя не нарушает работы гидросистемы.

Преимуществом электрогидравлических толкателей но сравнению с электромагнитами является более плавное затормаживание, определяемое некоторой задержкой перетекания масла из-под поршня обратно в верхнюю полость при выключении двигателя, а недостатком зависимость быстродействия тормоза от температуры, влияющей на вязкость масла. Все устройства гидротолкателя объединены в одном корпусе.