ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1 КВ Конструктивное выполнение сетей

Электрические сети напряжением до 1 кВ выполняются кабелями, проводами, шинопроводами; для питания подвижных электроприемников (кранов, кранбалок, тельферов и др.) применяют троллейные токопроводы (шинопроводы). Для питания электродвигателей постоянного гока, электропечей, электролизных ванн и для электрохимической обработки металлов используют токопроводы постоянного тока на токи ! - 175 кА и напряжение 6 1000 В.


Одножильный с резиновой изоляцией в пропитанной оплетке из х/б ткани Одножильный с поливинилхлоридной изоляцией

Конструкция аналогична проводам ПР, АПР, но трехжильные То же, но с поливинилхлоридной изоляцией С резиновой изоляцией и полихлорвиниловой оболочкой

Гибкий изолированный с резиновой изоляцией То же, но с поливинилхлоридной изоляцией Двух- и трехжильный с поливинилхлоридной изоляцией и перемычкой между жилами, плоский То же

Провод с несущим тросом с алюминиевыми жилами и резиновой изоляцией То же, но с утолщенной поливинилхлоридной изоляцией

Для открытой прокладки на роликах, клипах, изоляторах, в коробах и на лотках То же, а также для прокладки в трубах открыто и скрыто и в каналах строительных конструкций Для прокладки в стальных и изолированных трубах Для прокладки в стальных трубах

Для прокладки на лотках, в трубах и коробах, в каналах строительных конструкций Для подвижной электропроводки

Для открытой прокладки по стенам и перекрытиям

Для беструбной скрытой прокладки Для тросовой прокладки внутри помещений в сетях до 660 В

Для наружной прокладки в сетях 380 В

Кабели. В четырех проводных сетях напряжением до 1 кВ предусматривают кабели с четырьмя жилами или трехжильные. В последнем случае в качестве нулевого провода используют алюминиевую оболочку кабеля. Оболочку кабеля нельзя использовать нулевым проводом, если протекаемый по ней ток превышает 75 % тока фазы.

Провода. Изолированные провода применяют для питания силовых электроприемников и электроосвещения. Медные и алюминиевые жилы проводов выполняют одним проводом или многопроволочными, площадь сечения 0,75 400 мм2. В качестве изоляции используют резину или поливинилхлорид.. На проводах с защитным покровом последнюю выполняют из хлопчатобумажной ткани или в виде металлической оплетки. Характеристики некоторых марок проводов и рекомендуемая область их применения приведены в табл. 18.1.

Прокладывают провода на роликах, клицах. изоляторах, на гроссах, в изолированных и стальных трубах, металлических рукавах, на лотках, н коробах, бороздах под штукатуркой и каналах строительных конструкций


Марку провода и способ прокладки выбирают в зависимости от назначения сети, характеристик производства и помещения, условий защиты от окружающей среды и механических повреждений, технологичности монтажа и удобства эксплуатации. Такие данные приведены в справочниках по строительству электрических сетей 0,38—35 кВ.

Во взрывоопасных помещениях согласно требованиям ПУЭ провода прокладывают в металлических (полиэтиленовых или винилопластовых) трубах с выходом труб на колонки, к каждой из которых подключена группа электроприемников. Этот вид прокладки предусматривают и там, где должна обеспечиваться особая чистота помещений.

При большом количестве проводов и кабелей до 1 кВ наиболее совершенной является прокладка в лотках и коробах. Последние выполняют в виде фасонных секций, которые при монтаже стыкуются между собой,

Шинопроводы. Цеховые сети судоремонтно-судостроительных заводов должны быть технологичны при монтаже и экономичны при эксплуатации. Таким требованиям наиболее полно отвечают магистральные и распределительные шинопроводы.

Шинопроводы напряжением до 1 кВ представляют собой плоские шины, смонтированные на изоляторах в сплошном коробе, который защищает токоведущие части от попадания на них посторонних предметов и устраняет возможность случайных прикосновений людей к шинам.

В настоящее время наибольшее распространение получают шинопроводы (рис. 18.1, а) типов ШМА-73 (на ток 1,6 кА), ШМА-68Н (на ток 2,5 кА), ШМА-59Н (на ток 4 кА). Шинопроводы комплектуют из секций различного типа: прямые разной длины, угловые, тройники, подгоночные, ответвительные, переходные и др.

В качестве распределительных используют шинопроводы типа ШРА-73 (рис. 18.1, б). Конструктивно секции шинопровода выполнены в виде коробок из двух половин, в которых на изоляторах закреплены три фазных и одна нейтральная шины одинаковой площади сечения. Для втычного присоединения ответвительных коробок на боковых сторонах шинопровода через 1 м предусматривают окна со шторками. Ответвительные коробки могут быть с предохранителями, автоматами, разъединителями и указателями напряжения.

Осветительные шинопроводы типов ШОС-67, ШОС-73А, ШОС-73 предназначены для выполнения в производственных помещениях четырехпроводных электрических сетей для питания светильников, электрифицированного ручного инструмента и других электроприемников небольшой мощности.

Для питания передвижных электроприемников выпускаются троллейные шинопроводы ШТМ-70, ШТМ-72 (рис. 18.1, в). Корпус шинопроводов внизу имеет сплошную щель для подсоединения скользящих токосъемников. Внутри короба в пазах изоляторов монтируются четыре медных троллея — три фазных и один нулевой. Шинопровод имеет разъединительные секции и секции для ввода каретки токосъемников. В разъединительной секции для секционирования троллеев в середине предусматривается разрыв троллеев с изолированной вставкой.