Слипы и доки

Отличительной особенностью судоремонтных и судостроительных заводов является наличие судоподъемников. Судоподъемники разделяются на слипы и доки.

Слипы состоят из двух систем рельсов. Одни рельсы расположены наклонно для подъема судна из воды, другие—перпендикулярно первым, проложены на берегу. По наклонным рельсам судно перемещается с помощью тяговых лебедок. Для перемещения по горизонтальным рельсам применяются самоходные тележки.

Привод тяговых лебедок может быть однодвигательным на основе асинхронного двигателя с контактными кольцами, но более совершенным является многодвигательный привод, при котором на каждой лебедке имеется отдельный асинхронный двигатель кранового типа. Двигатели лебедок разделяются на две независимые группы, что позволяет в случае необходимости устранить перекос при подъеме судна увеличением скольжения или кратковременной остановкой двигателей одной группы.

Особенность защиты двигателей тяговых лебедок состоит в том, что при отключении одного из них отключаются все остальные двигатели во избежание их перегрузки. Каждая лебедка снабжена тормозным электромагнитом, приходящим в действие при отключении двигателя лебедки.

Самоходные тележки приводятся в движение короткозамкнутыми асинхронными двигателями с неавтоматическим реверсом для движения тележек в нужном направлении. Для одновременного пуска двигателей они питаются от одного общего шлангового кабеля, который подключает через включающий контактор двигатели всех самоходных тележек.

Мощности электродвигателей тяговых лебедок и самоходных тележек выбирают по графику нагрузки.

Доки бывают сухие и плавучие.

Сухой док — камера, в которую на плаву вводится судно и устанавливается на кильблоки. Затем закрываются ворота, откачивается вода и корпус судна становится доступным для ремонта.

Плавучий док представляет собой специальное судно с балластными цистернами. При заполнении цистерн водой док частично погружается в воду и между башнями (при U-образном доке) или у башни (при L-образном доке) на кильблоках устанавливается и пришвартовывается судно. После откачки воды из балластных цистерн док вместе с судном всплывает и корпус судна становится доступным для ремонта.

Наиболее важными объектами электрификации на сухих и плавучих доках являются водоотливные насосы, служащие для опорожнения камер, и осушительные насосы, удаляющие фильтрационную воду и атмосферные осадки.

Приводы шпилей для ввода судна в док оборудуются асинхронными двигателями, в том числе двухскоростными с повышенным активным сопротивлением ротора. Электрический привод клинкеров (задвижек) оборудован асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором, управляемыми реверсивными пускателями и отключаемыми конечными выключателями в момент полного закрытия или открытия задвижек.

К электрическому оборудованию доков относятся также сварочное оборудование, электрический привод станков и подъемных кранов, осветительные установки. Во время стоянки судна на ремонте его генераторы могут быть выведены из работы. В это время судно получает питание от электростанции дока. Электроснабжение доков может осуществляться с берега или от автономной дизельной электростанции.

Электрическую энергию с берега можно передавать по воздушной или кабельной линии электропередачи.