Самозапуск электродвигателей

Самозапуском называется восстановление нормальной работы двигателей ответственных механизмов без участия персонала после кратковременного нарушения электроснабжения. При исчезновении или глубоком снижении напряжения выключатели самозапускаемых двигателей остаются включенными, а двигатели неответственных механизмов до восстановления напряжения отключаются. При наличии средств автоматического восстановления питания перерыв обычно составляет 0,5—5 с. После прекращения питания самозапускаемые двигатели начинают выбег до промежуточной частоты вращения, зависящей от длительности перерыва питания и характеристики механизма. Когда электроснабжение восстановится, начинается разгон двигателей до нормальной частоты вращения при повышенных токах самозапуска двигателей, вызывающих снижение напряжения сети. При этом пусковой и максимальный моменты самозапускаемых двигателей снижаются, что приводит к увеличению длительности разгона и повышению температуры обмоток двигателей.

Для успешного самозапуска необходимо, чтобы вращающий момент двигателя М был больше статического момента сопротивления Л4е. Из курса электрических машин известно, что вращающий момент двигателя пропорционален квадрату напряжения: М = {/. Момент сопротивления для большинства вращающихся механизмов, отнесенный к номинальному моменту двигателя, в общем виде


На рис. 22.2 приведены совмещенные характеристики М и Л1с при различных значениях (У и р = 0, с помощью которых можно определить условия самозапуска двигателей. После исчезновения напряжения скольжение двигателя будет увеличиваться. Пусть оно до момента подачи напряжения увеличилось до 0,5. При этом если в момент подачи напряжения ?/ >0,7, то М >МС и двигатели за-


Практический расчет самозапуска двигателей выполняют в такой последовательности.

Определяют скольжение, до которого затормозится двигатель при исчезновении напряжения по кривым выбега, взятым из справочного материала, или по формуле


Электроприводы с нерегулируемыми синхронными двигателями (СД) при кратковременном отключении могут оставаться в синхронизме с сетью или выйти из него. В первом случае при самозапуске толчков тока практически не будет, во втором двигатели нужно перевести в пусковой режим путем отключения обмотки возбуждения.

Если при самозапуске нескольких СД напряжение снижается до значения, при котором невозможно вхождение в синхронизм, то следует определить эквивалентное сопротивление двигателей Хсэ, которое можно оставить в режиме самозапуска при напряжении, обеспечивающем самозапуск:


Пуск СД происходит в асинхронном режиме с использованием пусковых обмоток, поэтому выбег и напряжение при самозапуске СД определяется так же, как и АД.

Наиболее тяжелой при самозапуске СД является зона входного момента (s = 0,05).

Для доведения СД до критического скольжения необходимо, чтобы входной момент с учетом пониженного напряжения удовлетворял условию


Под критическим скольжением СД понимается максимальное скольжение, при котором после подачи возбуждения обеспечивается вхождение в синхронизм:


Следовательно, чем больше sKP, тем меньший входной момент требуется для обеспечения самозапуска.

Время нарушения электроснабжения пер, в течение которого СД не выйдет за пределы критического скольжения,