Цикловое управление процессом шлюзования

Управление процессами шлюзования выполняется оператором с центрального пульта управления (ЦПУ), где есть специальный переключатель, с помощью которого оператор устанавливает вид управления — цикловое или раздельное.

Цикловое управление является основным способом автоматизированного управления процессом шлюзования. При этом операции, входящие в цикл шлюзования (вверх или вниз), следуют одна за другой в определенной последовательности, заранее заданной, автоматически, без вмешательства оператора.

Включение на цикловое шлюзование происходит с помощью специального циклового ключа, конструкция которого не позволяет подать новую команду до снятия предыдущей. В зависимости от числа камер ключ циклового управления имеет соответствующее количество положений (при однокамерном шлюзе количество положений, как правило, не менее четырех, при двухкамерном — не менее шести)

На рис. 7.22 приведена упрощенная электрическая схема циклового управления однокамерного шлюза. Вся цепь управления разделена на четыре части: цепь центрального управления (рис. 7.22, а); цепь управления электроприводом верхних ворот (рис. 7.22, б) цепь управления электроприводами затворов водопроводных галерей (рис. 7.22, в); цепь управления электроприводами двустворчатых ворот (рис. 7.22, г).

На рис. 7.22 обозначены SI (Sl.l.—S1.4) — ключ циклового управления: S2 (S2.1—S2.5) — ключ восстановления; S3— кнопочный выключатель выключения схемы. Кроме того, на схеме даны блокирующие контакты путевых выключателей верхних ворот (S7.1—S7.4), водопроводных галерей (57.5—S7.8), двустворчатых ворот (S7.9— S7.12), контакты, блокирующие электроприводы: 57.13 — с закрытыми положениями галерей и нижних ворот; S7.14 — с открытым положением нижних ворот; S7.15 — с закрытыми положениями верхних и нижних ворот; S7.16 — с закрытым положением верхних ворот; S7.17 — с открытым положением затворов галерей. Контакты реле уровней осуществляют блокировку с разностью уровней на верхней голове менее 15 см (S4), более 15 см (55) и с разностью уровней на нижней голове менее 15 см (S6).

В исходном положении схемы катушки реле К1 получают питание и ее контакты в схемах (см. рис. 7.22, б. в, г) замкнуты. В результате этого получают питание катушки промежуточных реле К8, К13 и К17.


При повороте ключа восстановления S2 замыкаются контакты S2.3, S2.4 и S2.5 и получают питание катушки реле К9, К14 и К18, замыкающие контакты которых шунтируют контакты ключа S2. Другие контакты этих реле подготавливают цепи питания электроприводов к цикловому управлению.

При возвращении ключа S2 в исходное положение получает питание катушка нулевого реле циклового управления К2, которое, замкнув свои контакты К2.1 и К2.2, подготавливает к работе цепи катушек оперативных реле циклового управления КЗ, К4 и К5 (см. рис. 7.22, а). Таким образом схема для циклового управления процессом шлюзования подготовлена.

Пусть, например, судно шлюзуется с верхнего бьефа в нижний, при этом уровень воды в камере равен уровню воды в нижнем бьефе, двустворчатые ворота и затворы нижней головы открыты. Ключ циклового управления ставят в положение подготовки для шлюзования вниз («Подготовить вниз»). Контакт S1.1 размыкается, а контакт S1.2 замыкается и получает питание катушка реле КЗ, которая замыкает контакты К3.2 и К3.3. В результате получают питание контакторы закрытия водопроводных галерей К15 и нижних ворот К19. После закрывания нижних ворот и галерей через контакт К3.1 получает питание контактор наполнения К12 верхних подъемно-опускных ворот, которые приходят в движение, и, когда между ними и уплотняющим брусом образуется щель необходимого размера, электропривод отключается путевым выключателем.

При наполнении камеры получает питание катушка контактора открытия ворот К11 через замкнувшийся контакт S4. В результате этого включается в работу устройство опускания ворот в судоходное положение, в котором путевой выключатель отключает это устройство, и дальнейшее движение ворот вниз прекращается. Красный свет на входном светофоре гаснет и загорается зеленый. Судно входит в камеру и швартуется.

Одновременно с включением устройства опускания ворот контактом К11-1 замыкается цепь питания устройства автоматического задания программ шлюзования.

После окончания швартовки ключ S1 ставят в положение для шлюзования вниз («Шлюзовать вниз»). При этом замыкается контактS1.3, получает питание катушка реле К4, которая замыкает свои контакты К4.1, К4.2 и К4.3. Через замкнувшийся контакт К4.1 получает питание катушка контактора КЮ привода ворот верхней головы, который после закрытия ворот отключается путевым выключателем. Одновременно контакт S7.15 путевого выключателя замыкается в цепи катушки контактора К16, электропривод водопроводных галерей включается в работу и, когда галереи будут открыты, отключается. Ворота нижней головы остаются закрытыми, так как уровень воды в камере выше уровня воды в нижнем бьефе.

После выравнивания уровней через контакты путевого выключателя получают питание катушка контактора К20 привода двустворчатых ворот нижней головы и его программное устройство. После полного открытия ворот электропривод отключается. На выходном светофоре нижней головы красный свет гаснет и включается зеленый, разрешающий судоводителям отшвартоваться и вывести суда из камеры.

Аналогично выполняется шлюзование судов с нижнего бьефа в верхний.

В положении ключа циклового управления, в котором замкнут контакт S1.4, закрываются те из ворот, которые в данный момент открыты. Это положение ключа S оператор использует лишь для закрытия ворот.