Термостойкая смазка металлических форм для изготовления изделий из бетонов автоклавного твердения

В производстве крупноразмерных изделий и конструкций из различных бетонов, в том числе бетонов автоклавного твердения. Применяются различные смазки для металлических форм.

Смазка для форм должна обеспечивать: повышенную адгезию к форме и пониженную к бетону; не вызывать коррозии металла форм и нарушения поверхностного слоя бетона; не содержать в своем составе вредных для здоровья веществ; обеспечить возможность механизации и автоматизации процесса приготовления и нанесения на металлические формы.

В настоящее время наибольшее распространение получили чистое н отработанное машинное масло, смесь петролатума с соляровым маслом, прямая эмульсия, графитоэмульсионная и др.

Однако ни одна из этих смазок в полной мере не удовлетворяет перечисленным выше требованиям.

Институтом ВНИИЖелезобетон разработан состав термостойкой смазки, пригодной для бетонов автоклавного твердения. Основными компонентами являются термостойкая кулисная паровозная смазка марки ЖК (утпэ 02-04) и машинное масло разных марок, включая отработанное.

В исследованиях по определению оптимального состава на основе ЖК и машинного масла изучалось влияние этой смазки на качество поверхности бетонных изделий. Были опробованы следующие составы смазок с соотношением ЖК и машинного масла в % по весу: 10 и 90, 20 и 80, 25 и 75, 30 и 70, 40 и 60, 50 н 50.

Смазки приготавливались при 70 и 90°С. В машинное масло, разогретое до заданной температуры, вводилась ЖК, разогретая до той же температуры. Смесь тщательно перемешивалась и выдерживалась в термостате при температуре приготовления в течение 30 мин. Затем смазку вынимали из термостата и выдерживали при комнатной температуре до охлаждения.

На рис. 1 показана зависимость вязкости от состава смазки.

Смазки с вязкостью до 50 пуаз могут наноситься на поверхность металлических форм с помощью инжекторной удочки. Однако введение в состав смазки более 40% ЖК нецелесообразно, так смазка нанесена ка форму толстым слоем; смазка нанесена на форму тонким слоем Температура приготовления 90°С. 3—смазка нанесена на форму толстым слоем, 4 смазка нанесена на форму тонким слоем



как ввиду высокой вязкости смазки при температуре ниже 20°С может застывать в трубопроводе (рис. 2). Снижение же содержания ЖК до 10% также нецелесообразно, из-за низкой вязкости смазка будет стекать с бортов формы на поддон. В результате исследований и производственной проверки установлен следующий оптимальный состав термостойкой смазки в %. машинное масло— 70 75, кулисная смазка — 30—25.

Гидрофобность поверхности изделий, соприкасающихся со смазкой, в процессе изготовления определялась в зависимости от состава смазки, толщины слоя па форме и температуры приготовления смазки. Она оценивалась по времени растекания капли воды на поверхности изделия. Такая методика позволяет характеризовать относительное изменение гидрофобное™. Полученные данные [рис. 3) показывают, что наибольшее влияние оказывает увеличение в составе смазки содержания ЖК- Увеличение толщины слоя смазки на форме приводит также к повышению гидрофобиости изделий и тем большему, чем ниже температура приготовления смазки.

Установлено, что большая гидрофобность поверхности изделий наблюдается при применении смазок, приготовленных при температуре ниже оптимальной, так как в этом случае ЖК распределяется неравномерно в объеме смазки и остается па поверхности изделия толстым слоем, что в свою очередь приводит к осыпанию бетона.

При нанесении же смазки на формы тонким слоем гидрофобность поверхности изделия резко снижается. При этом влияние температуры приготовления смазки на гидрофобность сказывается меньше.

Смазку готовят по следующей схеме: машинное масло подогретое предварительно до 70—80° подастся объемным дозатором в смеситель. Туда же вводится через весовой дозатор кулисная смазка. Компоненты перемешиваются в течение 20—30 мин. Затем из смесителя смазка перекачивается шестеренчатым насосом в бак, в котором постоянно поддерживается температура 30—40СС. Готовая смазка стабильна в течение 4—5 суток.

Нанесение смазки на металлические формы производится инжекторными форсунками. Давление в трубопроводе должно быть в пределах 4 — 5 от, а давление воздуха 3 — 4 ат. Излишки смазки после нанесения на форму нужно удалить с поддона. Расход смазки, нанесенной тонким слоем, составляет 400 г па 1 .«2 фор 1Ы. Стоимость 1 ка. по предварительным расчетам, составляет 18 кон. Использование термостойкой смазки практически освобождает от механической очистки форм.

Термостойкая смазка успешно применяется на ряде заводов силикатных изделий и ячеистых бетонов и может быть рекомендована при изготовлении изделий автоклавного твердения.

Основной компонент смазки ЖК не дефицитен и может быть приобретен по заказу на заводе консистентных смазок МПС СССР по адресу: Москва, Перово, Совхозная, 100. Стоимость 1 т ЖК 100 руб. Она отпускается заводом в железных бочках емкостью 100—200 кг.