Диэлектрические свойства автоклавных бетонов на песчаном портландцемент

В ряде областей техники железобетонные конструкции эксплуатируются в специфических условиях: бетон испытывает не только высокие механические нагрузки, но и подвержен действию электрическою тока. Долговечность материалов в этих условиях в основном определяется способностью сопротивляться электрического тока. вызывающего разрушение железобетона под названием электрокоррозии. Процесс разрушения обусловлен тем, что в результате протекания электрического тока происходит интенсивная коррозия стальной арматуры. Щелочная среда не является надежной гарантией защиты арматуры от коррозии. По данным Д. С. Сухорукова коррозии (NaN02) при наличии блуждающих токов не только не замедляли, а наоборот, ускоряли коррозию арматуры.

Повышение электроизоляционных свойств бетона защитными покрытиями из пластмасс и гидрофобизацией органическими жидкостями не может считаться долговечным, так как в случае механического повреждения защитного слоя значительно снижается надежность эксплуатации сооружения.

Более эффективно изготовлять бетой па вяжущем, которое обладает повышенными электроизоляционными свойствами в переменных температурно-влажностных условиях. Таким вяжущим является песчаный портландцемент повторного помола, полученный при соотношении клинкерной н песчаной составляющих 1:1.

В данной работе исследованы ээлектротехнические свойства автоклавных бетонов в зависимости от их удельной поверхности и вида заполнителя. В качестве мелкого заполнителя использованы речной мелкозернистый песок (М кр= = 1,3) и нормальный Вольский песок (Мир =2,6), в качестве крупного заполнителя— дробленый кварцевый камень.

Физико-механические характеристики заполнителей приведены в табл. I.





Если рассматривать диэлектрическую проницаемость сухого бетона сразу после повторной тепловой обработки (сушка при 140°С), то она изменялась аначо гично кривой U - расхода цемента рис. 2. В свою очередь расход цемента резко возрастал с переходом от круп позериистого к мелкозернистому бетоне В то же время расход заполнителей резко сокращался за счет отсутствия щебня. Снижение расхода заполните леи за счет уменьшения содержания песка — левые ветви кривых г, Ц и 3 также вызывали увеличение расхода цемента и диэлектрической проницаемости, но в небольших пределах.

Наилучшими диэлектрнческими свойствами (минимальной диэлектрической проницаемостью) обладали бетоны максимально насыщенные плотным запоя ннтелем с наименьшим расходом цемента Кроме того они обладэдн и высокой механической прочностью (рис. 3), но отличались пониженной удобоукладываемотью по сравнению с бетонами с большим расходом песка и мелкозернистыми. Дальнейшие исследования диэлектрических и сорбционных свойств производились только для высокоплотных бетонов До сих пор были приведены результаты исследований, полученные на мелкозернистом полиминеральном речном песке Сопоставим его с кварцевым Вольских пе ком. характеристика которого дан.: в табл. I. Составы бетона, на этом песке, приводятся в табл. 3.

При сравнении данных табл. 2 и 3 видно, что расход цемента у соответствующих составов снижается очень незначительно, зато расход заполнителей, особенно крупного, возрастает существенно. Однако удельная поверхность заполиптелей в 1м3 бетона значительно ниже, чем в составах с мелкозернистым песком Это позволило сократить расход воды п соответственно снизить водоцементное отношение с 0.4 по 0 34 и 0.3 1 пи тщательной деброобработке получить более плотные образцы с улучшенными диэлектрическими свойствами.

Минимальные значения диэлектрической проницаемости, имевшие место у наиболее плотных составов, и их низкий показатель по сравнению с цементным камнем, не видимому, объясняются значительным влиянием кварцевого заполнителя.