НУЖДЫ СЕЛЬСКИХ КИРПИЧНЫХ ЗАВОДОВ

В ведении местных Советов Российской Федерации насчитывается около 1000 кирпичных заводов и самостоятельных цехов, выпускающих в год свыше 2.2 млрд. шт. кирпича. Объем производства этих предприятий колебнется от 200 тыс. шт. до 10 млн. в год.

Степень механизации на малых и средних предприятиях крайне низкая. Например, люлечные и ленточные транспортеры для внутризаводской транспортировки сырца и обожженного кирпича— редкость; почти на всех заводах загрузка сырца в печи производится на вагонетках и тачках, а выгрузка обожженного кирпича — на одноколесных тачках. Состояние промфонда, особенно сушильного хозяйства, плохое.

Такое положение создалось вследствие того, что выделявшихся до последнего времени средств не хватало даже для поддержания предприятий на необходимом техническом уровне. Не удивительно, что производственные планы ими систематически не выполнялись. Не удивительно также поэтому, что себестоимость выпускаемой продукции повсеместно выше отпускных цен на обожженный кирпич.

Подведомственные местным Советам заводы в основном расположены в глубинных районах, отдаленных от железнодорожных и водных путей. Они призваны обеспечивать бытовые нужды сельского населения, рабочих поселков, небольших городов и в значительной мере растущие потребности колхозного и совхозного строительства.

Может возникнуть вопрос; не лучше ли завозить сюда более дешевый кирпич из других районов?. Но это экономически нецелесообразно. Перевозка автотранспортом 1000 шт. кирпича на расстояние 100 км обходится в 37 р. 20 к.; при этом неизбежен бой кирпича, что также сказывается на его стоимости. Необходимость производства кирпича в районах потребления очевидна. Задача состоит в том, чтобы резко повысить экономические показатели этого производства.

Главной причиной невыполнения районными заводами плана выпуска кирпича является сезонность их работы. Следует к тому же учесть, что эти предприятия, как правило, размешены в сельских местностях, а сезон заготовки сырца совпадает с сезоном сельскохозяйственных работ, когда нужда в рабочей силе н транспорте в колхозах и совхозах возрастает.

Разработанный главным управлением бытового обслуживания населения при Совете Министров РСФСР вариант основных направлении пятилетнего плана 1966—1970 гг. предусматривает ликвидацию тех подчиненных местным Советам предприятий, которые расположены рядом с заводами других ведомств, выпускающими высококачественную и дешевую продукцию. На остающихся предприятиях должно быть обновлено устаревшее оборудование, полностью механизированы добыча сырья, резка и отбор сырца, ликвидирована вагонеточная транспортировка сырца и кирпича.

Необходимо решить вопрос о переводе предприятий на круглогодовхю работу. На заводах северных районов страны очевидно потребуется внедрить тоннельные сушилки. В центральных районах надо расширить сушильное хозяйство с тем, чтобы иметь на предприятиях 1I — 12-месячный запас сырца. В южных районах, где срок формования в естественных условиях большой, следует расширит сушильные площадки и создавать 10—11-месячные запасы сырца.

На тех предприятиях, где остаются сушильные сараи, очень важно внедрить ленточные транспортеры на всем цикле производства. Там. где демстрируют люлечные конвейеры (Краснодарский крап. Курская, Смоленская. Воронежская области и др.), ленточными транспортерами следует оборудовать печи.

В Московской области на ленточную транспортировку переведено 13 заводов. Ленточные транспортеры смонтированы здесь на облегченных деревянных рамах и роликах без специальных подшипников. Эти мероприятия позволили сократить на 30—40% количество сезонных рабочих. В результате повысилась производительность труда. значительно улучшились условия труда.

Оснастить современной техникой предприятия кирпичной промышленности, находящиеся в ведении местных Советов,— задача, решение которой нельзя откладывать.