Битумно-латексные эмульсии для гидроизоляционных покрытий

Трестом Донецкметаллургстрой налажен выпуск битумно - латексных эмульсий для гидроизоляционных покрытий. Исходным материалом служит битумная эмульсия и латекс.


Смонтированная на асфальтобетонном заводе установка состоит из акустического диспергатора АД-6, в котором происходят измельчение битума и образование битумной эмульсии, двух дозировочных емкостей (для обезвоженного битума и раствора эмульгатора), расходной емкости и системы трубопроводов.

Битумная эмульсия приготавливается из нефтяного строит битума БН-Ш. отвечающего требованиям ГОСТ 1554—52. (Для гидроизоляции сооружений, подверженных значительным знакопеременным воздействиям, рекомендуется применять битум марок БН-I, БН-П. Предпочтительно следует выбирать битумы, приготовленные из беспарафинистой нефти).

Готовится эмульсия на водном растворе эмульгатора, в состав которого входят. асидол мылонафта 7=1,0 (ГОСТ 38о4—47)—2%. технический едкий натр 7 = 1,41 (ГОСТ 2263—59)—0,8%, жидкое стекло 7 = 1,4 (ГОСТ 962—41)—0,8%.

Обезвоженный битум при температуре 130—140СС подают в дозировочную емкость (250 л), установленную на рабочей площадке. Во второй емкости (250 л) готовят раствор эмульгатора; для этого в нее заливают воду, подогретую до 60—80°С, загружают эмульгатор и содержимое перемешивают при подогреве острым паром до 90°С.

Раствор эмульгатора по трубопроводу подается в бак акустического диспергатора АД-6. Затем включают насос диспергатора и заливают тонкой струей битум. Соотношение битума и раствора эмульгатора 1:1.

Горячий раствор эмульгатора под давлением 5—6 атм и битум, медленно поступающий в диспергатор, пропускаются через акустический излучатель «свисток» в течение 15—20 мин. Проходя через сопло, жидкость создает на обоих концах «свистка» завихрения. Они периодически изменяют давление, распространяющееся со скоростью звука. Давление возбуждает в «свистке» колебания, и в окружающую жидкость излучаются ультразвуковые волны, под действием которых происходит процесс диспергирования с образованием стойкой водной эмульсии битума.

Готовую эмульсию перекачивают из бака смесителя в накопительную емкость, а оттуда она самотеком поступает в емкости, установленные на автомашине, и транспортируется к месту производства гидроизозяционных работ.

Битумная эмульсия должна удовлетворять следующим техническим требованиям; содержание битума 45—55%, вязкость по стандартному вискозиметру со сточным отверстием диаметром 3 мм при 20°С 5—20 сек, цвет — темно-коричневый, отсутствие коагуляции при смешивании с латексом, однородность не более 0,25%. Во избежание расслоения и образования корки эмульсию следует хранить в закрытой таре при температуре не ниже +3°С и периодически перемешивать.


Битумно-латексную эмульсию готовят на строительной площадке смешиванием латексной эмульсии марок СКС-30 ШХП и СКС-65 с битумной эмульсией. Оптимальная добавка латекса 5—20%.

Механизированное нанесение покрытия осуществлялось агрегатом ГУ-2 конструкции ЦНИИПодземшахтостроя (рис. 1). Он состоит из напорного баллона для битум но-латексной эмульсии (750 л), баллона для коагулятора (100 л), удочки-распылителя и комплекта шлангов. Напорный баллом соединен системой трубопроводов с компрессором. Удочка-распылитель (рис. 2) имеет три канала, по одному из которых через кран поступает эмульсия, по второму — коагулятор, а по третьему к эмульсии подводится воздух. Концы трубок удочки снабжены специальными латунными ннаконечниками с отверстиями для распыления. Агрегат наполняют битумной и латексной эмульсиями. Одновременно в малый баллон заливают 5%-ный раствор хлористого кальция. От компрессора ЗИФ-55 к агрегату подают сжатый воздух.

На удочке-распылителе сначала открывают вентиль канала подачи сжатого воздуха. затем вентиль эмульсии, и, наконец вентиль подачи раствора хлористого кальция Веерообразный факел битумно-латексной эмульсин, выходящий под давлением из среднего канала удочки, подсекается факелом раствора хлористого кальция; происходят распад эмульсии и непрерывное осаждение части битума-каучука на изолируемой поверхности.

В рабочей бригаде, обслуживающей агрегат, четыре человека: компрессорщик, сопловщик и два подсобных рабочих.