Подземные здания и сооружения, помещения и устройства в зданиях различного назначения

Значительный социальный, градостроительный и технико-экономический эффект дает взаимосогласованное развитие систем наземных и подземных зданий и сооружений различного назначения.

При строительстве отдельных многоэтажных жилых, административных зданий или крупных общественных комплексов различного назначения использование подземного пространства становится неизбежным. Специфика приемов использования подземного пространства непосредственно зависит от наземных зданий и сооружений, которые образуют следующие группы:

— вокзалы и другие сооружения магистрального и пригородного транспорта;

— жилые здания и комплексы, гостиницы и мотели;

— комплексы зрелищно-выставочных, театральных зданий и спортивных сооружений;

— торговые центры, универсальные магазины и другие здания торгового назначения;

— административно-деловые здания и комплексы многоцелевого назначения.

Современны железнодорожные вокзалы и автовокзалы, аэровокзалы и речные (морские)

вокзалы представляют собой многоярусные сооружения с обязательным использованием

подземного пространства, которое в свою очередь может быть многоуровневым. В подземном пространстве решаются задачи организации:

— движения транспортных и пешеходных пассажиропотоков, размещения автомобильных стоянок;

— необходимых билетных и багажных операций, хранения багажа;

— повседневного санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров, оказания неотложной медицинской помощи;

— размещения объектов общественного питания ;

— расположения залов для отдыха транзитных пассажиров и средств городской и междугородней связей;

— устройства технических помещений и помещений для обслуживающего персонала.

Для удобства движения транспортных и пешеходных пассажиропотоков используется устройство развитых подземных тоннелей, создающих комфортное перемещение пассажиров в едином транспортном комплексе привокзальной площади.

Подземное пространство под жилыми зданиями в основном используется для организации подземных автостоянок и гаражей, служебно-технических и подсобно-складских помещений. Во многих крупных современных гостиницах в подземных ярусах размешаются гаражи- стоянки, торговые и складские помещения, предприятия общественного питания (кафе, рестораны), предприятия культурно-развлекательного профиля (кинозалы, танцзалы, залы игровых автоматов, боулинг-клубы), предприятия лечебно-оздоровительного профиля (подземные бани, плавательный бассейн, тренажерные залы, игровые спортивные площадки), комнаты обслуживающего персонала и другие помещения.

Размещение под землей сооружений зрелищного и спортивного назначения обычно связано с решением определенных градостроительных, экономических и социальных задач. Под землей могут устраиваться театры, киноконцертные, демонстрационные, игровые и видеозалы, художественные галереи, бассейны, ледовые площадки, беговые дорожки, залы легкой атлетики и другие зрелищные и комплексные спортивные сооружения. В подземных условиях стараются размещать такие спортивные и досуговые объекты, которые функционируют по 12—14 часов в сутки и их работа не сопровождается длительным пребыванием посетителей. Подземное размещение спортивных и зрелищных объектов, по сравнению с наземным вариантом, связано с дополнительными расходами: примерно на 20—40 % на период строительства и на 3—10 % — на период эксплуатации.

Все подземные сооружения зрелищного и спортивного назначения должны быть запроектированы таким образом, чтобы в случае необходимости они могли быть оперативно переоборудованы в убежища и противорадиационные укрытия.

Подземное пространство активно используется крупными специализированными и универсальными магазинами и торговыми центрами.

В последние десятилетия широкое распространение у нас в стране и за рубежом получило строительство многоуровневых торговых центров, подземные помещения которых расположены не только под самим зданием, но под прилегающими площадями и проездами. Объемно-пространственная организация торговых центров отличается многообразием и различными приемами использования подземного пространства. Одна из основных задач использования подземного пространства — рациональная организация транспортных подземных объектов и коммуникаций, которые могут включать станции метрополитена, автомагистрали, загрузочную дорогу, соединяющую и обслуживающую все предприятия лентра, подземные грузовые тоннели, коридоры для доставки товаров, автомобильные стоянки и гаражи.

Значительную часть площадей подземных этажей занимают склады, разгрузочные площадки и помещения, дебаркадеры, пассажирские и грузовые лифты, холодильные камеры, станции кондиционирования воздуха, трансформаторные подстанции, технические помещения, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение и другие. В подземном пространстве торговых центров можно располагать торговые залы универмагов, продовольственные магазины, рынки, рестораны и кафе, мастерские по ремонту бытовой техники и предметов быта, фотосалоны и художественные салоны, парикмахерские и косметические салоны, агентства путешествий, почту, интернет-кафе и клубы игровых автоматов, помещения для обслуживания покупателей — комнаты отдыха, туалетные.

Во всех торговых залах и предприятиях обслуживания, находящихся в подземных уровнях, необходимо большое внимание уделять созданию искусственного климата, искусственному освещению, световой и звуковой информации, а также благоустройству, озеленению и так называемым «малым формам» архитектуры. Специфические особенности дизайна подземных помещений должны создавать ощущение комфортности среды пребывания и непосредственной связи с внешним наземным миром.

В последние годы в крупнейших городах мира все большее внимание уделяется проектированию и строительству не только отдельных общественных и административных зданий, но и цельных градостроительных комплексов, в которые включены самые разнородные учреждения обслуживания. Такие комплексы функционируют в тесной взаимосвязи с транспортными сооружениями и, как правило, требуют широкого использования подземного пространства.

Большие объемы подземного строительства в последние годы ведутся в Москве. Это, в первую очередь, торгово-рекреационный комплекс (ТРК) «Охотный ряд» на Манежной площади, подземный гараж на Театральной площади, комплекс «Москва-Сити», подземный комплекс на Поклонной горе, значительное число автостоянок, подземных переходов и транспортных тоннелей.

ТРК «Охотный ряд» относится к многоцелевым подземным сооружениям и включает: торговый центр с грузовым двором, офисы, археологический музей, предприятия общественного питания и искусственное русло реки Неглинки. Комплекс расположен в древнейшей части Москвы на стесненном участке (между тремя линиями метрополитена, с сохранением движения наземного транспорта) в чрезвычайно сложных гидрогеологических условиях. Параллельно с его строительством выполнялся полный перечень подземных коммуникаций на площади более 5 га. Технические решения помещения ТРК проектировались с учетом снижения шума и вибрации от метрополитена и автотранспорта.

В Москве выполнено строительство двух параллельно расположенных автотранспортных тоннелей диаметром около 14 м и площадью поперечного сечения более 150 м2. Трасса тоннелей прошла в сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях через заповедную зону исторического и архитектурного памятника «Лефортово».

Одна из важнейших проблем, сопровождающих строительство, — это условие полного сохранения заповедной зоны, исторических зданий, сооружений и садовопаркового массива, что требует практически безосадочной проходки тоннелей.

Для этого применяется специализированный тоннелепроходческий щитовой комплекс с пригрузом забоя. Специальная технология безосадочной скоростной проходки и использование водонепроницаемой железобетонной обделки позволяют исключить любые воздействия на поверхность заповедной зоны и на гидрогеологические условия района, как во время строительства, так и на период эксплуатации тоннеля.

Освоение подземного пространства в новом тысячелетии будет проходить все интенсивнее и более эффективными методами. Концептуальные основы заложенные ранее несомненно получат новые импульсы, но главные цели создания и использования подземного пространства в городах останутся незыблемыми и направлены они на обеспечение оптимальных условий для труда, быта, отдыха и передвижения городского населения, формирования здоровой, лобной и эстетически привлекательной многоуровневой городской среды.