Инфраструктурное обеспечение финансового механизма

Реконструкция недвижимости, как показано в параграфе 7.3.1, представляет собой сложный и многоступенчатый комплекс экономических отношений, реализующийся с помощью специфического многоуровневого финансового механизма. В свою очередь функционирование этого механизма невозможно было бы без соответствующей его структуре, функциям и задачам инфраструктуры.

Таким образом, говоря об инфраструктурном обеспечении финансового механизма реконструкции, имеют в виду создание и развитие совокупности субъектов экономических отношений (а также связей между этими субъектами), обслуживающей функционирование данного финансового механизма.

Придерживаясь принятого выделения механизма государственных и муниципальных финансов и финансового механизма предприятия, можно говорить об инфраструктуре, обслуживающей бюджетное финансирование реконструкции недвижимости, и инфраструктурном обеспечении финансового механизма предприятий (несмотря на то, что в условиях активного взаимодействия данных механизмов подобное разделение носит весьма условный характер).

Среди субъектов, составляющих инфраструктуру механизма государственных и муниципальных финансов, выделяют: органы законодательной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств, бюджетополучатели и государственные целевые внебюджетные фонды.

Органы законодательной власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. В соответствии с Конституцией РФ общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление осуществляется при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На уровне субъектов федерации органы законодательной власти имеют самые разнообразные названия, но в любом случае обладают исключительными правом на принятие бюджетных законов соответствующих субъектов.

Органы исполнительной власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за их исполнением.

Важное место в управлении финансами занимают Президент и Правительство РФ. В своем ежегодном бюджетном послании Президент РФ определяет и формулирует основные направления и принципы финансовой и бюджетной политики государства на среднесрочную перспективу и очередной финансовый год. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Государственную Думу законопроекты по финансовобюджетным вопросам. Он издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, а также использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете. Кроме того, Президент РФ осуществляет по представлению Председателя Правительства назначение министров и других руководителей федеральных финансовых ведомств.

Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой финансовой, валютной и кредитно-денежной политики, организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами, рассматривает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет, организует его исполнение, а также издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам.

Финансовые и налоговые органы в составе Правительства РФ функционируют, в основном, под общим руководством Министерства финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

— подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

— участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

— участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

— участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

— участвует в формировании государственной политики в области регулируемых цен;

— участвует в разработке мер, направленных на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ; в пределах своей компетенции участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

— разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

— исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

— осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

— подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов, совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

— готовит предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации, участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

— координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

— участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

— разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований, проводит с участием Центрального банка РФ государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;

— участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ, регистрирует выпуски ценных бумаг в пределах полномочий, предоставленных в соответствии с законодательством РФ проводит совместно с Центральным банком РФ по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;

— подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в указанные фонды;

— лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью; ведет единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров; осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков;

— осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними в установленном порядке переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;

— разрабатывает совместно с Министерством экономики и торговли РФ проекты программ государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов, участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений, участвует в работе по возврату кредитов, предоставленных Российской Федерацией и СССР иностранным государствам, осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств Российской Федерации по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

— обеспечивает регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и участвует в формировании соответствующего государственного фонда;

— подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в РФ, утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях);

— устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций, устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации;

— участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в РФ, проводит аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе); организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе).

В структуру органов исполнительной власти подведомственных Министерству финансов РФ, входят Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба. Федеральная служба страхового надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Правоприменительные функции Министерства финансов РФ по обеспечению исполнения федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство, имеющее статус федеральной службы. К основным функциям казначейства относятся следующие:

— организация бюджетного и финансового исполнения бюджета Российской Федерации и финансовое исполнение бюджетов государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

— осуществление руководства работой территориальных органов Федерального казначейства и доведения до них размеров ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации по обслуживаемым этими органами территориям Российской Федерации;

— распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

— управление доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, как в рублях, так и в иностранной валюте, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждения, а также осуществление операции с этими средствами;

— осуществление взаимных расчетов между бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств бюджета Российской Федерации, иных централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования.

Федеральная налоговая служба (до 2004 года Министерство РФ по налогам и сборам) и ее органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налоговых платежей.

Территориальные инспекции, входящие в состав Федеральной налоговой службы, призваны осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, вести учет налогоплательщиков (а с 2002 года и Единый государственный реестр юридических лиц), проводить налоговые проверки, представлять финансовым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), в частности, за соблюдением субъектами страхового дела и страхового законодательства, полнотой и достоверностью предоставляемой ими отчетности, обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, а также составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.

Кроме того, в компетенцию службы входит выдача и отзыв лицензий субъектам страхового дела и введение соответствующего государственного реестра.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является органом государственного финансового контроля (подробнее см. далее).

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти

Органы денежно-кредитного регулирования, наряду с соответствующими федеральными министерствами и службами, в качестве ключевого звена включают в себя Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.02 №86-ФЗ Конституция РФ (ч. 1, ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди прочих функций Банка: разработка и проведение (во взаимодействии с Правительством) единой государственной денежно-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золотовалютными резервами, банковский надзор, осуществление валютного регулирования и контроля, установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета Директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной взасти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Руководство Банка создается и в определенных формах контролируется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействуете Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

Органы государственного финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) осуществляют контроль за использованием соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

— организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

— проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

— анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

— подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году,

— подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных органов представляют собой постоянно действующие органы государственного контроля, образуемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (а также некоторыми муниципальными органами) и призванные осуществлять контрольно-ревизионную, экспертноаналитическую, информационную и иную деятельность, связанную с разработкой, утверждением и исполнением бюджетов, с последовательным финансовым контролем за законным, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств соответствующего субъекта РФ и образуемых органами государственной власти субъекта РФ внебюджетных фондов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, преобразованная в 2004 году из контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и подведомственная ему, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.04 №198, являются:

— проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

— проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

— осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

— организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

— организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально-культурных мероприятий и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Государственные целевые внебюджетные фонды начали функционировать с 1 января 1992 г В начале девяностых годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три внебюджетных фонда.

Пенсионный фонд формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и доходов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей и т.д.

Фонд социального страхования предназначен главным образом для выплаты различных пособий, санаторно-курортного лечения и т.п. Деятельность фонда осуществляется в соответствии с законом «Об основах обязательного социального страхования от 16.07.1999 №165-ФЗ.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования призваны обеспечить охрану здоровья населения.

Бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы (или законы соответствующего субъекта федерации).

Как видно из вышеизложенного, инфраструктура, обеспечивающая функционирование механизма государственных и муниципальных финансов, оказывается весьма сложной и многоуровневой. Обратившись к так называемой «нормативной теории» функции финансов, с позиции которой сущность финансов проявляется в трех различных функциях перераспределительной, регулирующей и контрольной, можно попытаться (с немалой долей условности) осуществить классификацию инфраструктурного обеспечения механизма государственных и муниципальных финансов (см. таблицу 7.11).


Инфраструктурное обеспечение финансового механизма предприятий, вовлеченных в процесс реконструкции объектов недвижимого имущества (инвесторов, заказчиков, подрядчиков см. таблицу 7.12.), оказывается весьма многообразным, включая в себя многие сегменты инфраструктуры рынка, в том числе банковскую систему и рынок ценных бумаг, страховую инфраструктуру, а также систему учета недвижимого имущества и земельных участков, инфраструктуру оценки недвижимости, риэлтерские фирмы, профессиональных управляющих недвижимостью и т.д.



Банковская система, в соответствии с Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является двухуровневой (см. табл. 7.13), включает в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и коммерческие кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

К кредитным организациям относятся собственно банки (кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц) и небанковские кредитные организации (кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом). Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.


В процессе реконструкции недвижимости банки, во-первых, выполняют роль «кровеносной системы», непосредственно обеспечивая движение финансовых средств между участниками данного процесса, а во-вторых, являются важнейшим источником и инструментом финансирования.

В новейшей истории Российской Федерации банковская система с момента своего создания (первая редакция закона «О банках и банковской деятельности в РСФСР» был принята в 1990 году) пережила период бурного роста, становления, а также несколько больших и малых кризисов. В настоящий момент в качестве основного направления развития банковской системы (см. табл. 7.14.) Центральным банком России провозглашено увеличение ее надежности за счет роста капитальной базы коммерческих банков, некоторое сокращение их числа путем слияния и поглощения мелких банков более крупными, а также создание действенной системы страхования вкладов населения.


Инфраструктура рынка ценных бумаг в экономике развитых стран играет важнейшую роль в обеспечении функционирования финансового механизма предприятий, вовлекая в процесс реконструкции недвижимости значительные средства как мелких частных, так и крупнейших институциональных инвесторов. В России значение данного инструмента также непрерывно возрастает К инфраструктуре рынка ценных бумаг относятся.

регулирующий орган: Федеральная служба по финансовым рынкам, осуществляющая государственную регистрацию выпусков ценных бумаг (и отчетов об итогах их выпуска), а также обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

организаторы торговли: биржи и торговые системы, организующие проведение регулярных торгов ценными бумагами;

— системы расчетов и учета прав на ценные бумаги: клиринговые системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчеты по заключенным сделкам, учет и перерегистрацию прав на ценные бумаги:

— посредники на рынке ценных бумаг: дилеры и брокеры, оказывающие инвесторам услуги по заключению сделок на рынке:

— информационно-аналитические системы поддержки инвестиций: информационные и рейтинговые агентства, представляющие инвесторам информацию о состоянии эмитентов.

Страховая инфраструктура, обслуживающая финансовый механизм предприятий, участвующих в процессе реконструкции недвижимого имущества, представляет из себя следующую совокупность субъектов экономических отношений:

— регулирующие органы;

— страховщики;

— страхователи;

— страховые посредники.

Регулирующим органом на страховом рынке выступает Министерство финансов РФ в лице Федеральной службы страхового надзора.

Страховщики (страховые организации) — это юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций по страхованию и организующие образование и расходование страхового фонда. Страховщиками могут быть государственные и негосударственные организации (коммерческие страховые общества, некоммерческие общества взаимного страхования, а также страховые пулы).

Страхователи — это юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора. При заключении договоров страхователи могут назначить выгодоприобретателей, имеющих право получать страховые выплаты.

В качестве страховых посредников, выполняющих функции по заключению страховых договоров, могут выступать страховые агенты и брокеры (аквизиторы), работающие как промежуточное звено между страховщиком и страхователем. Наличие посредников в страховом деле свидетельствует о достаточно высоком уровне зрелости рыночных отношений, так как повышает оперативность заключения договоров и увеличивает активы страховщика.

Страховым агентом может быть физическое или юридическое лицо, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов, т.е. заключает и возобновляет договоры страхования, инкассирует страховую премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение.

Страховыми агентами — юридическими лицами могут выступать заказчики реконструкции, риэлтеры, оценщики, профессиональные управляющие недвижимостью, а также юридические консультации, нотариальные конторы и т. д., которые наряду с услугами профессионального профиля могут выполнять функции по продаже страховых полисов и заключению договоров страхования.

Страховым брокером может быть физическое или юридическое лицо, выступающее в роли консультанта страхователя при заключении договора страхования с той или иной компанией. Страховой брокер в отличие от агента выступает в качестве независимого страхового лица и осуществляет свою деятельность со страхователем и страховщиком. Обладая банком данных о деятельности компаний, действующих на страховом рынке, на основе анализа этой информации страховой брокер определяет оптимальные условия страхования для клиента и сводит его с соответствующей страховой компанией. Если в результате профессиональных усилий брокера будет заключен договор страхования с данной страховой компанией, то последняя оплачивает труд брокера на комиссионных началах.

Система учета недвижимого имущества включает в себя подсистемы учета прав на объекты недвижимости и кадастрового (технического) учета недвижимости.

Учет прав на объекты недвижимости в соответствии с законом «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 №122-ФЗ осуществляется специализированными учреждениями юстиции посредством внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ведение данного реестра осуществляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.02.98 № 219.

Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, разделы располагаются в соответствии с принципом единства объекта недвижимого имущества, т.е. разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке; разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

Каждый раздел состоит из трех подразделов.

В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или документам), назначение и иная необходимая информация.

В подраздел II вносятся записи о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.

В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других), дата внесения записи, имя регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.

Подсистема кадастрового и технического учета (инвентаризации) недвижимости призвана обеспечить описание и индивидуализацию каждого объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему условного или кадастрового номера.

Техническая инвентаризация недвижимости до 01 ноября 2004 г. осуществлялась специализированными государственными и муниципальными унитарными предприятиями или учреждениями, в разных регионах носивших различные названия (в частности, в Москве — бюро технической инвентаризации, в Санкт-Петербурге — проектно-инвентаризационные бюро и т.д.).

С 01 ноября 2004 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.04 № 477 государственный технический учет объектов градостроительной деятельности осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, а техническую инвентаризацию — организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в соответствии с Поста