Благоустройство дворовых территорий

Благоустройство территории жилой застройки включает в себя: устройство внутренних дворов, палисадников: озеленение; устройство жестких покрытий для движения транспорта и тротуаров для пешеходов; устройство площадок различного назначения (детские игровые, спортивные, хозяйственные, парковочные для машин и т.д.).

На рис. 2.39 показано внешнее благоустройство части территории застройки. Надо учесть, что условия благоустройства могут быть разными. В старой застройке присутствуют тесные, узкие и темные дворы, так называемые «дворы-колодцы». В новой застройке, наоборот, дворы большие и светлые, но зачастую пустые и неблагоустроенные. И подходы к благоустройству различных дворов разнообразные. Старая застройка представляет мало возможностей для благоустройства и озеленения территории. Поэтому изучается первоочередный спрос нехватаюших элементов благоустройства во дворе и это очень тесно связано с разуплотнением или сносом старых строений.

Имеются проблемы другого рода в новых микрорайонах, где проводится уплотнение застройки. В данном случае присутствуют большие дворы, но их можно разделив на зоны и, применяя различные элементы благоустройства, приблизить по масштабам к человеку, сделать более уютными.

Территория каждого двора должна иметь зоны по использованию:

— зона отдыха;

— спортивно-игровая зона;

— хозяйственная зона;

— зона движения.

Не в каждом дворе можно разместить все эти зоны, тогда приходится размещать часть зоны или самое необходимое. Очень редко удается разместить в небольших дворах старой застройки спортивные площадки, садики или террасы. Вместо спортивных площадок могут быть поставлены лишь столы для тенниса и т.п. К необходимым элементам благоустройства, которые обязательно присутствуют в каждом дворе, относятся дорожки, проезды и проходы, мусорные и хозяйственные площадки и элементы озеленения, хотя бы минимальные. Разбить газон или сад в небольшом дворе невозможно, но всегда можно посадить пару деревьев, устроить клумбу или перголу.


Такие элементы, как скамейки, скульптурные формы, фонтанчики или небольшие бассейны не требуют больших площадей, но последние требуют больших затрат, зато очень украшают двор и с их помощью можно создать уютные уголки для отдыха взрослого населения. Беседки размещают, как правило, во дворах большей площади. Желательным и необходимым элементом в каждом дворе являются детские игровые площадки. Но, к сожалению, во многих тесных дворах такой возможности нет из-за недостатка площади. В таких случаях устраивают детскую площадку одну на несколько дворов в каком-нибудь более крупном дворе, а в остальных мелких — лишь игровые сооружения для самых маленьких детей.

На рисунках 2.40 и 2.41 показаны схемы расположения и использования детских игровых площадок различных уровней и примеры нормативов по размерам детских площадок с соблюдением безопасности из опыта Германии.


При устройстве пешеходных дорожек, тротуаров и проездов в России зачастую до сих пор в качестве покрытий используют асфальт и бетон. Асфальтовое покрытие является токсичным, особенно при испарениях летом. Необходимо применять, в основном, покрытия из экологически чистых природных материалов: песка, гравия, природного камня, кирпича и дерева. Для того чтобы максимально сохранить природную среду, необходимо устраивать бортики для отделения газонов и посадок от дорожек. Либо, если это каменные дорожки, желательно оставлять зазоры между камнями, чтобы земля «дышала».

Площадки для сбора мусора — необходимый элемент благоустройства жилой территории, без которого не может существовать двор. Они, конечно, сильно портят вид во дворе и поэтому при реконструкции и благоустройстве дворов их надо сделать как можно незаметнее, огородить загородками и озеленить растениями или кустарниками.

Проблема парковки автомобилей всегда является острой, особенно при увеличении автопарка машин и нехватки внутриломовой территории. Зачастую жители вынуждены оставлять свои машины вдоль внутридомовых проездов и улиц, что создает неудобства, как для пешеходов, так и для владельцев машин. В новых районах также не хватает мест для парковки, либо они неорганизованные, стихийные — на пустырях, тупиковых улицах, площадях и т.п. Есть несколько путей решения данной проблемы. Во-первых, это просто парковки машин «под окнами». Это приемлемо для крупных микрорайонов, где есть достаточно места; в таком случае парковку машин отделяет от дома ряд деревьев. Во-вторых, выделяются специальные места для стоянки во дворе или перед домами. Они устраиваются только для жителей близлежащих домов и по возможности в местах, не граничащих с детскими площадками и местами отдыха, либо хорошо от них отделяются загородками и озеленением. В-третьих, это размещение различных видов гаражей, в виде различных наземных и надземных гаражей — стоянок, в том числе и многоярусных. Подземные гаражи могут располагаться как под территорией двора, так и под домами, а также комбинированные. Если гараж располагается под дворовой территорией, то она освобождается для использования ее под озеленение, детские площадки, места для отдыха.

Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилых домов приведены в таблице 2.4.


Тротуары для пешеходов надо устраивать только по основным путям движения. В процессе эксплуатации и реконструкции строительного фонда пешеходные пути частично изменяют в связи со сносом или сооружением какой-либо постройки, открытием нового магазина или остановки городского транспорта на ближайшей улице. Появление новых направлений движения пешеходов нужно вовремя заметить и правильно учесть.

Закономерности пешеходного движения представлены на рис. 2.42. Следует учитывать закономерности движения людей на местности в различных условиях.

Когда человек идет по открытой, свободной от заметных препятствий местности, от начальной точки к видимой цели движения, он обычно не идет по прямой, а отклоняется от нее в пределах 0,1 длины пути с углами между прямой линией и фактическим путем порядка 15—250 (рис. 2.42,6). Если на пути пешехода встречаются небольшие, легко преодолимые препятствия вроде канавок, остатков бетонных плит, участков густой травы, он обходит их с углами до 30°, что является критической величиной угла (2.42,в).

При явно непреодолимых препятствиях (здание, пруд) пешеход находит наиболее короткий маршрут их обхода. Если даже за препятствием не видно цели движения, путем дальней ориентации люди определяют самый подходящий путь движения с точностью порядка 10 % длины.

В системе озеленения городской застройки выделяются три категории зеленых насаждений:

— общего пользования — парки культуры и отдыха, детские, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха и прогулок, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки и т.д.

— ограниченного пользования — насаждения на жилых территориях, насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных, культурно-просветительных и общественных учреждений, на территориях предприятий промышленности и т. д.

— специального назначения — насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях, насаждения коммунально-складских территорий и санитарно-защитных зон, ботанические, зоологические сады и парки, выставки, насаждения ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, противопожарные насаждения, насаждения мелиоративного назначения, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, насаждения кладбищ и крематориев.

Любой объект городских зеленых насаждений независимо от его специфических функций является составной частью единой системы озеленения города, его архитектурно-планировочной структуры с учетом природно-климатических особенностей.

В жилом районе зеленые насаждения включают насаждения общего пользования (сады жилых районов, микрорайонов, бульвары, скверы и т.д.) и насаждения ограниченного пользования и специального назначения (озелененные дворы, участки школ, детских садов, посадки на улицах и площадях и т.д.). Если отсутствует одна из составных частей системы озеленения, то ее надо компенсировать за счет увеличения площади других видов зеленых насаждений, добиваясь того, чтобы не менее 50 % территории жилого района было занято зелеными насаждениями.


На рис. 2.43 приведена принципиальная схема зеленых насаждений города. Разработанная схема обеспечивает нормальную доступность зеленых насаждений всех категорий, равномерную (пропорционально количеству населения) насыщенность районов города насаждениями общего пользования, хорошую изоляцию магистралей и жилых районов от промышленности. Схема достаточно гибка, что позволяет применять ее в различных планировочных ситуациях, в том числе и при реконструкции жилой застройки.

СНиП 2.07.01-89 предлагает следующие площади зеленых насаждений общего пользования, таблица 2.5.