Выполнение сетей шинопроводами

Как уже говорилось ранее, шинопроводы применяются для цеховых магистралей, для сетей многопостовой электросварки и для сетей постоянного тока в цехах гальванического покрытия металлов.


Шинопроводы могут иметь открытое, защищенное и закрытое исполнение. Открытые шинопроводы применяются, как правило, для магистралей, к которым непосредственно не подключаются электроприемники; при этом должны соблюдаться нормы минимальных высот прокладки голых проводов и минимальных расстояний от них до трубопроводов и технологического оборудования.

Пример открытой прокладки шинопроводов изображен на рис. 7-22.

Защищенные шинопроводы имеют ограждения (сеткой, коробом из перфорированных листов и т. п.) от случайного прикосновения к шинам и попадания на них посторонних предметов.

Закрытые шинопроводы имеют сплошной короб; исполнение короба может быть пыленепроницаемым и брызгозащищенным. Закрытые шинопроводы, изготовляемые заводами электромонтажных изделий, являются в конструктивном отношении более совершенными и дают возможность осуществить монтаж индустриальным методом.

Одна из возможных конструкций закрытого шинопровода представлена на рис. 7-23.

Шинопровод комплектуется из стандартных, легко соединяемых секции, представляющих собой стальные коробы определенной длины. Внутри короба, изолированно от него, прокладываются токоведущие шины.


Электроприемники присоединяются к шинопроводам через ответвительные коробки со штепсельными контактами, которые дают возможность быстрого отсоединения и присоединения коробок к шинопроводу, находящемуся под напряжением, т. е. без предварительного отключения его от источника питания.

В коробе секции шинопровода имеются окна для установки ответвительных коробок.

Изоляторы-камеры расположены в окнах для ответзитель- ных коробок и являются одновременно опорами для шин и камерами для штепсельных контактов ответвительных коробок.

Угольники, тройники и крестовины, изображенные на рис. 7-24, служат для переходов от вертикального положения к горизонтальному, и наоборот (вертикальные угольники), а также для осуществления поворотов в горизонтальной плоскости (горизонтальные угольники) и разветвлений (тройник и крестовины)

Крайняя секция шинопровода заканчивается оконцевателем с торцовыми изоляторами из пластмассы. Окошцеватель может быть в глухом исполнении, либо с выводом шин для присоединения к ним кабеля.


Компенсационное устройство (рис. 7-25) представтяет собою ленточный компенсатор, вмонтированный в стандартную секцию шинопровода. Окна короба в месте установки компенсатора заглушены.


Секция-компенсатор устанавливается между жестко закрепленными участками шинопровода, между участками, имеющими повороты и ответвления, а также на прямых участках шинопровода через каждые 40—50 м.

Ответвительная коробка (рис. 7-26) изготовляется из листовой стали и присоединяется к шинопроводу с помощью втычных контактов. Внутри коробки, на ее крышке, устанавливаются трубчатые предохранители. Таким образом, при открывании крышки предохранители отключаются, но один ряд стоек-штепселей, находящихся в коробке, остается под напряжением и, следовательно, устранение дефектов внутри коробки можно производить только после снятия ее с шинопровода.


На рис. 7-27 показана установка ответвительной коробки на шинопроводе. В шинопроводах большой протяженности, начиная от 100 м и более, применяются транспозиционные устройства, имеющие целью выравнивание индуктивных сопротивлений фаз и, следовательно, уменьшение реактивной составляющей потери напряжения. Транспозиционное устройство (рис. 7-28) монтируется в стандартной секции шинопровода.

Возможно также конструктивное совмещение компенсационного и транспозиционного устройств.

Заводы Главэлектромонтажа изготовляют защищенные распределительные шинопроводы типа ШРС-100 на ток 100 а и типа ШРА-250, ШРА-400 и ШРА-600 на токи 250, 400 и 600 а.

Одной из разновидностей закрытых распределительных шинопроводов на небольшую силу тока являются шинные сборки, область применения которых указана в § 7-5. Для шинных сборок применяются обычно стальные шины с допустимой нагрузкой до 100 а. Возможная нагрузка по току шинной сборки находится, следовательно, в пределах от 100 а (при питании сборки с одного из концов) до 200 а (при питании сборки ближе к центру ее). Если необходимо увеличить нагрузку выше 160 а, железные шины можно заменить алюминиевыми или медными.


Установка шинных сборок возможна на стойках или на кронштейнах, как это показано на рис. 7-29; шинные сборки могут прокладываться также и под полом.

Сварочные шинопроводы прокладываются, как правило, в каналах, а шинопроводы к ваннам гальванического покрытия металлов — как в каналах, так и по стенам, на конструкциях.

Прокладка шин в каналах (рис. 7-30) производится путем установки их на деревянные подкладки, пропитанные изоляционным маслом.

В качестве материала для сварочных шинопроводов постоянного тока применяется сталь, а переменного тока — преимущественно алюминий или медь. Число полюсов шинопровода составляет от одного до трех в зависимости от того, можно ли использовать сварочные стенды в качестве второго полюса и требуется ли, например, перемена полярности у сварочных дуг при постоянном токе. Шинопроводы постоянного тока в цехах покрытий всегда бывают двухполюсными и выполняются из цветного металла.