Особенности магистральных схем с распределенными нагрузками в цехах холодной обработки металлов

Ранее уже говорилось, что магистрали с распределенными нагрузками в цехах холодной обработки металлов целесообразно выполнять в виде закрытых шинопроводов, прокладываемых на небольшой высоте, позволяющей непосредственное подключение к ним электроприемников.


Так как электроснабжение подобных цехов осуществляется в большинстве случаев от цеховых подстанций, то представляется возможным применение простейших магистральных схем, при которых распределительные устройства низшего напряжения на подстанциях либо значительно сокращаются, либо вообще оказываются ненужными. Наиболее простой является схема «блок трансформатор — магистраль», изображенная на рис.7-8.

В этой схеме магистраль — шинопровод присоединяется к трансформатору либо через разъединитель и воздушный автоматический выключатель, либо только через разъединитель, если на стороне высшего напряжения непосредственно у трансформатора устанавливается автоматический выключатель, с помощью которого может быть осуществлена защита от однофазных коротких замыканий иа стороне низшего напряжения.

Установка разъединителя на стороне низшего напряжения до автомата необходима только в том случае, если от данного трансформатора производится питание и электрического освещения. После автомата также может потребоваться установка отключающего аппарата, если возможна параллельная работа нескольких трансформаторов.

Наиболее простые схемы электрических соединений для блока трансформатор — магистраль представлены на рис. 7-9.

В цехах большой площади распределение энергии по схеме «блок трансформатор — магистраль» часто распадается на две ступени:

а) от подстанций поперек пролетов прокладываются питающие магистрали — шинопроводы, к которым непосредственно никаких приемников или распределительных пунктов не присоединяется и которые прокладываются преимущественно на большой высоте, допускающей открытое исполнение;


б) вдоль пролетов прокладываются распределительные магистрали — шинопроводы, к которым производится подключение электроприемников. Эти магистрали прокладываются по колоннам или стенам на высоте порядка 2,5 м от пола, при которой возможна верхняя подача питания к ближайшим электроприемникам. Естественно, что при такой высоте прокладки шинопроводы должны быть закрытыми.

Присоединение распределительных шинопроводов к питающим осуществляется через ящики с рубильниками и предохранителями.

В местах сближения между собой питающих магистралей, питаемых от двух соседних трансформаторов, устраивается секционный узел с разъединяющим аппаратом, с помощью которого может быть осуществлено взаимное резервирование питания магистралей.

В определенных условиях (например в цехах большой протяженности, но с малым числом пролетов) питающие магистрали могут отсутствовать, распределительные же магистрали могут получать питание от нескольких подстанций с соответствующим секционированием.

При двухрядном расположении цеховых подстанций рекомендуется применение кольцевых магистралей с разъединяющими аппаратами в точках токораздела между трансформаторами. При раздельной работе трансформаторов разъединяющие аппараты находятся нормально в разомкнутом положении, а при параллельной работе — в замкнутом. Параллельная работа, как уже говорилось ранее, может быть рекомендована лишь при наличии больших постоянно перемещающихся нагрузок.

Трассировку и расчетные нагрузки шинопроводов следует принимать такими, чтобы сеть была достаточно гибкой, т. е. допускающей перераспределение электрических нагрузок. С этой целью рекомендуется создавать симметричную сетку магистралей, охватывая ими и те участки цеховых пролетов, где установленные мощности хотя и незначительны (по технологическому заданию), но могут возрасти в дальнейшем.

При этом питающие магистрали по своей пропускной способ,- ности должны соответствовать мощности трансформатора, а распределительные должны рассчитываться с учетом возможного перераспределения и возрастания нагрузок.

Разновидностью закрытых распределительных шинопроводов являются так называемые шинные сборки (например системы Гольдберга), рассчитанные на сравнительно небольшую силу тока. Эти сборки устанавливаются вдоль тех рядов станков, которые удалены от шинопроводов на такое расстояние, при котором оказывается невозможной верхняя подача питания к электродвигателям. В некоторых случаях шинные сборки могут оказаться единственными распределительными магистралями.

Шинные сборки укрепляются либо на полу на специальных стойках, либо на стене или колоннах (если в этих местах не прокладываются шинопроводы) с помощью кронштейнов, либо, наконец, подвешиваются к цеховым металлоконструкциям. Устанавливать сборки рекомендуется на 2,2 м от пола. Возможна также прокладка шинных сборок в полу.

При небольших длинах и нагрузках шинных сборок питание их следует осуществлять с конца, ближайшего к источнику питания. При больших длинах и нагрузках для уменьшения потери напряжения в сборке и лучшего использования ее пропускной способности питание следует подводить в среднюю часть сборки, возможно ближе к ее центру.

Наиболее эффективно шинные сборки используются тогда, когда они могут быть установлены между двумя рядами станков. Это возможно в том случае, если пространство между рядами станков не предназначается для прохода людей и перемещения грузопотоков. В противном случае сборки приходится устанавливать у каждого ряда в отдельности.


В цехах, где распределение электроэнергии производится с помощью шинопроводов, распределительные пункты применяются только для групп электроприемникав, значительно удаленных от шинопроводов и расположенных таким образом, что применение для них шинных сборок оказывается невозможным (например во вспомогательных отделениях, размещаемых обычно в пристройках к зданиям цехов).

Ответвления от шинопроводов к отдельным электроприемникам, шинным сборкам и распределительным пунктам должны защищаться предохранителями или автоматами, которые должны устанавливаться как можно ближе к месту ответвления, а лучше всего на самом шинопроводе, если это позволяет его конструкция.

Установка предохранителей или автоматов необходима также и на ответвлениях к электроприемникам от шинных сборок.