ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМАМИ ПОТОЧНО-ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ И НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ Общие понятия и определения

Автоматическое управление работой технологического оборудования может осуществляться как в пределах отдельных механизмов (станков, машин, агрегатов), так и для целых групп механизмов, связанных между собой определенной технологической зависимостью.

Автоматизация технологических операций в пределах отдельных механизмов предусматривается при конструировании машин-автоматов в заводских конструкторских бюро и соответствующих специализированных научно-исследовательских институтах, автоматическое же управление группами механизмов рассматривается в составе проекта силового электрооборудования и оказывает прямое влияние на выбор аппаратуры и устройство электрической сети.

Предельным развитием автоматизации является охват ею всего производственного процесса, начиная от первичной обработки сырья и кончая выдачей готовой продукции, с широким применением контроля технологических параметров при помощи системы датчиков.

Автоматизация управления производственными механизмами находит особенно широкое применение в поточных производствах, в которых отдельные механизмы, входящие в технологическую линию, связываются между собой транспортировочными устройствами в виде транспортеров, конвейеров, перегружателей и т. т.

Совокупность механизмов и сооружений, предназначенных для переработки и транспортировки материалов в едином поточном технологическом процессе называется поточно-транспортной системой (ПТС).

ПТС может быть простой, если технологическая схема ее имеет линейный или слабо разветвленный характер, и с ложной, если налицо сильно разветвленная технологическая схема с большим числом узловых точек.

Часть ПТС, в пределах которой совершается определенный законченный технологический процесс, называется участком; границами участка являются обычно емкости. Любой из возможных параллельных путей прохождения материалов в пределах участка принято называть трактом.

При автоматическом управлении механизмы выполняют все функции, определяемые технологическим процессом, без помощи персонала, но по заданию одного или нескольких операторов.

Если автоматическое управление осуществляется диспетчером путем подачи электрических импульсов, то такая система носит название диспетчерского автоматизированного управления (ДАУ).

Элементами автоматизации являются контроль, сигнализация, блокировка, защита, учет и измерения.

Электрическая блокировка является основным элементом автоматизации управления и представляет собой систему, при которой пуск и работа какого-либо двигателя или возможность включения какой-либо цепи зависят от ряда условий, без соблюдения которых указанные операции не могут быть выполнены.