ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эпоху автомобилизации, непрерывного роста потребностей отдельных горожан и требований общества в целом центр города оказывается недостаточно изученной, сложной градостроительной категорией.

Необходимость создания пешеходных пространств и систем таких пространств в центре современного города теоретически доказана, но практически еще не нашла своего воплощения.

Вопросы, рассмотренные в данной работе, могут быть обобщены в следующих выводах.

Человеческие поселения ранних общественно-экономических формаций создавались в условиях доминирующего пешеходного движения. Наряду с другими факторами при определении их величины большое значение имел оптимальный охват территории человеком-пешеходом. Это позволяет считать пешеходное пространство одним из осповных структуро-образующих элементов города.

Большинство передвижений внутри центра современного города совершаются пешком, что доказывает большие возможности пешеходного движения как средства коммуникации. Необходимость создания условий для пешеходного движения стимулирует организацию пешеходных пространств. Учет градостроителями требований пешеходного движения при создании пешеходных пространств в существующих или во вновь создаваемых городских центрах определяется состоянием их застройки, способом и временем их строительства.

Правильное с функциональной и технической точек зрения решение при организации пешеходного движения обусловлено выбором подходящего пространственного образа городского центра.

Существующая взаимосвязь между пешеходным и транспортным движением создает возможности для гибкого решения в организации пешеходного движения.

Основной предпосылкой проектирования и создания пешеходных пространств в центре современного города является полное разделение пешеходного и транспортного движения. Дифференциация пространственного окружения этих двух видов движения является логическим следствием существенной роли пешеходного движения в процессе эстетического восприятия окружающей среды.

Возможные варианты разделения движения, соответствующие теоретическим и практическим разработкам, позволяют установить факторы, способствующие их обоснованному применению: величина территории городского центра и города в целом, уровень автомобилизации, условия и охват центра реконструктивными мероприятиями.

Внутренняя доступность центра определяется качеством организации пешеходного движения, связями его с системой общественного транспорта центра и- окружающей его городской территории.

Пространственная сущность организации пешеходного движения позволяет установить основные взаимосвязи с городским центром и определить его пространственную модель.

Место отдельных элементов центра по отношению к организации пешеходного движения должно учитывать существующие зависимости и противоречия между ними. Существенным моментом в воздействии пешеходного движения на пространственную структуру центра является приспособление пространственно-временных соотношений его территории к характерным особенностям пешеходного движения.

Организация пешеходного движения связана с определением пространственных величин, которые создают масштаб этого движения. Установление модуля пешеходного движения позволяет найти оптимальное решение относительно доступности центра при определенном транспортном обслуживании. Моделирование организации движения в центре подчеркивает роль пешеходного движения в пространственном формировании центральной части города и связи его с транспортной системой города.

Транспортная обстановка в городах НРБ, их территория, находящаяся в границах нормальной пешеходной доступности, уровень автомобилизации, вид и состояние застройки доказывают наличие благоприятных условий для проектирования и создания пешеходных пространств.

Установление основных факторов при формировании пешеходных пространств в городском центре и в городе в целом дает возможность применять различные варианты решений и схем, показывающих связь между пешеходным пространством и транспортным движением.

Величина пешеходного пространства в городском центре определяется размером территории центра, а также всего города и связана с пространственно-временной характеристикой пешеходной изохроны, выражающей смысл нормального пешеходного передвижения.

Синхронизация территории центра и всей территории города в рамках пешеходного движения —основная необходимость формирования пешеходных пространств.

Каждый город и любая его часть могут выполнять целиком свои функции, если существуют достаточные по размеру городские территории, находящиеся в зоне пешеходного движения. Функции городского центра осуществляются тем лучше, чем быстрее создаются необходимые территории для пешеходного движения как внутри центра, так и вне его. Эти площади должны связать его с жилыми и промышленными зонами, а также с зонами отдыха. Наилучшие условия для создания пешеходной системы имеют центры оптимальных по размеру городов.

Непрерывное интегрирование различных по виду и величине пешеходных пространств приводит к созданию целостной пешеходной системы, органически включенной в структуру городского центра.

Основное функциональное требование, которому должно отвечать пешеходное пространство или система пешеходных пространств в современном городском центре, сводится к тому, чтобы пешеходное пространство было наиболее функциональным.

Различные варианты решения пешеходных пространств, подчиненные требованию полифункциональности, в зависимости от степени их завершения показывают возможности их проникновения в структуру центра.

Правильное формирование пешеходной системы в большом городе является следствием развития пешеходной системы в малых и средних городах, системы, последовательно создаваемой и соразмерной перспективному росту их территории. В этом смысле принятые категории городов по величине выражают последовательность развития их пешеходных систем как в центральной части города, так и на всей его территории.

Величина пешеходной системы в городском центре определяется ее составными, главными и второстепенными пешеходными пространствами.

Важной характеристикой пешеходного пространства (или системы таких пространств) является контактность, которая отражает его гармоничную взаимосвязь с окружающей застройкой и второстепенными элементами, согласование формы, ритма, материала и цвета, соблюдение равновесия между количеством и качеством визуальной информации, полученной в вертикальном и горизонтальном плане. Человек-пешеход нуждается в застройке, обладающей такой эстетической ценностью и такими пространственными характеристиками, которые отвечают специфике пешеходного движения. Следовательно, развитие пешеходной системы в стремлении охватить все ближайшие зоны восприятия способствует объединению структуры центра.

Пешеходные пространства в городском центре являются средством уравновешивания градостроительных и транспортных функций.