ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Развитие пешеходной системы в центре современного города непосредственно связано со способами и возможностями развития его пространственной композиции. Основная характеристика пешеходного пространства (отдельного или системы) определяется пешеходной функцией. Следовательно, основной чертой пешеходного пространства является его «человеческий» масштаб, Поэтому пространственную композицию пешеходного пространства следует рассматривать как результат взаимосвязи пешеходного движения с различными элементами структуры городского центра.


Пешеходное движение и окружающая среда являются двумя основными элементами проектирования, однако преимущество должно быть отдано окружающей среде, так как конечной целью проектирования является не порождение движения, а создание наиболее преемлемой для жизни человека среды.



Основное требование к пространственному формированию пешеходного пространства заключается в сохранении тех его характеристик, которые определяют «человеческий» масштаб окружающей пешеходной среды. Любое пространственное решение структуры города и его центра, которое выходит за границы человеческих возможностей восприятия, заключает в себе опасность порождения отчуждения. Значение этого важного


Любое пешеходное пространство в качестве места для движения человека является контактным пространством, которое может отличаться подчеркнутой интимностью. Оно характеризуется большим оживлением вследствие общения многих людей. Кроме того, с точки зрения связи его с застройкой пешеходное пространство может участвовать в пространственных композиционных решениях, которые отличаются непрерывным, прерывным, гомогенным, негомогенным, открытым или закрытым характером, в зависимости от вида и расположения составных элементов пешеходной системы.

Интимный характер определенной градостроительной композиции определяется видом участвующих в ней пешеходных пространств, которые чаще всего являются закрытыми пространствами— внутренние дворы, пассажи, подземные переходы, перекрытые улицы и др. (рис. 105 и 106). От интимности данной пространственной системы зависит, отвечает ли она своему предназначению или будет охарактеризована как монотонная, анонимная или несоразмерная. Подтверждением этому являются пространственные решения ряда городских центров, масштаб которых определен существующим автомобильным движением.


Гигантские размеры современных городов с подобной застройкой и особенно их центры враждебны человеку с его физическими возможностями и психологическими потребностями. Еще в 1933 г. Ле Корбюзье отметил, что в обстановке огромных структур будущего необходимо найти общую меру между человеком и этими гигантскими произведениями. Этой мерой является подчинение окружающей городской среды свойствам человеческого организма.

Но характер окружающей среды постигается не только через создание домов и пространств, соразмерных с человеком, но и путем организации оптимальных условий для восприятия этой среды. Ее огромные размеры не позволяют осуществить это внезапно и из статического положения, необходимо последовательное ознакомление с нею для установления связи между отдельными впечатлениями для их чередования.

Человек может воспринимать окружающую среду, передвигаясь пешком или используя транспортные средства, но лишь при пешеходном, самом естественном виде движения, эта среда может восприниматься полноценно, продолжительно и детально.


Это обусловлено характером пешеходного движения — возможностью частых остановок и переменой скорости и направления. Пр и этом представления человека о пространстве в процессе движения связаны с временем, которое ему необходимо для восприятия определенного объекта или группы объектов. Таким образом, в сознании человека эти два понятия— пространство и время — величины взаимно связанные, т. е. пространство воспринимается и измеряется с помощью времени. Доказательством этому являются исследования некоторых пространств, основанные на так называемом методе «кривой впечатлений» . Согласно этому методу на пути прохождения определенного расстояния в данном пространстве за определенное время пешеход получает последовательные впечатления, которые могут быть нанесены на специальную шкалу (рис. 107). Разница в варьировании кривой является мерой качества исследуемого v> пространства.

Возможности восприятия пространства у пешехода неизмеримо выше. Это хорошо видно при сравнении двух кривых. При движении на автомобиле характерны быстрые смены впечатлений, невозможность восприятия подробностей окружающей среды, видение обобщенных целостных форм, что выражается на шкале линией с малыми амплитудами. Из этого ясно, что необходимость разделения пешеходного и транспортного движения определяется не только функциональными, но и эстетико-психологическими факторами. Связь между пространством и временем при создании пешеходного пространства подтверждается данными экспериментальной психологии, в соответствии с которой человек интуитивно стремится к разнообразию своего окружения. Передвигаясь через монотонный участок определенного пространства, пешеход увеличивает скорость движения в результате подсознательного желания компенсировать недостаточное разнообразие окружающей среды. Человек-пешеход требует от застройки такой эстетической ценности и пространственной структуры, которая отвечает специфическому характеру пешеходного движения. Многочисленные примеры, иллюстрирующие формирование городского центра на базе пешеходной системы движения, показывают, что ее развитие из-за стремления охватить более близкие зоны восприятия играет положительную роль, объединяя застройку. Эта объединяющая способность пешеходного движения помогает правильно организовать при свободной застройке определенные части городского центра, которые в связи с исчезновением традиционной улицы и малой плотностью застройки теряют свой специфический городской характер. Это типично для вновь застроенных центральных территорий. При реконструкции городских центров проникновение пешеходного пространства в существующую застройку способствует улучшению ее пространственной структуры и обустройства.

Восприятие пространственного окружения — не просто пассивный процесс, а человек получает при этом различные зрительные представления. Это связано с психикой человека, с его возможностью наблюдать, мечтать и представлять вещи в определенном свете. Наблюдая окружение, в котором он находится, человек-пешеход анализирует и сопоставляет отдельные его элементы посредством действенного, познавательного мышления. Процесс зрительного восприятия, как всякий психологический процесс,— субъективен, связан с данной определенной личностью. Но он, однако, не лишен объективных черт, так как является результатом наблюдения реальных форм окружающей среды. Воспринятый материал наблюдений перерабатывается и обогащается в процессе мышления.

Проверка возможностей предвидеть воздействие пространственной композиции окружающей среды может быть выполнена с помощью методов экспериментальной психологии. Например, создавая пространственную среду центра, архитектор сознательно подбирает отдельные элементы в соответствии сих эмоциональным восприятием, умело используя и композиционные средства. Совпадение предвиденного и достигнутого в действительности подтверждает цельность композиции. Пространство можно «прочувствовать», наблюдая и сравнивая его в процессе движения. Человек-пешеход в движении руководствуется линейным расположением элементов зданий, которые ограничивают и подчеркивают двумерность плоскости и трехмерность пространства, предназначенного для движения.

Древние греки интерпретировали пространство как средство, которое^дает возможность расположить отдельные формы. Оно не рассматривалось как эстетическая категория, но способствовало развитию концепций в качестве базы для его формирования. Римляне применяли закрытые и симметричные композиции I пространства, создаваемые по внутренней оси. Место, где пересекались оси кардо и декуманос, были центральным местом города как в функциональном, так и в пространственном отношении. В средневековом городе живописность и уютность пространства улиц и площадей были результатом сопоставления резко контрастирующих зданий. Последовательные впечатления от окружения на улицах средневековых городов представляли собой нагромождение индивидуальных- впечатлений и восприятий.

Прямая улица эпохи Возрождения с выровненными по высоте крышами зданий с одинаковыми ритмическими архитектурными деталями контрастировала с окружающей средой готического города. По утверждению Альберти, улица выглядит более благородно, если все двери одинаковы, а дома по- обеим сторонам улицы стоят на одной линии. С целью достижения единства, уравновешенности и статичности пространство ¦ во времена Возрождения было подчинено общему архитектурному решению. Концепция барокко в оформлении пространства, при которой подчеркивались значения усиленных пространственных восприятий, требовала поиска более ускоренного визуального восприятия при движении. Богатые архитектурные детали с подчеркнутыми переменами в светотени являлись причиной непрерывно изменяющихся коротких восприятий. Наблюдаемое в движении пространство как бы не имело завершенной формы.

Формирование пространства и образа окружающей среды в эпоху классицизма характерно возведенным в культ понятия оси как основы организации пространства. Решения классицизма, используя более умеренные художественные средства при формировании окружающей среды, представляют- более спокойные объекты для восприятия. Взаимодействие четких горизонтальных и вертикальных планов с доминирующим осевым движением типичны для подобной пространственной организации. Это дает возможность определить место и направление движения пешехода е целью улучшения его ориентации в окружающей среде и заодно с этим помогает регулированию его двигательных реакций. В противовес итальянскому барокко пространство при классицизме, старательно оформленное и уравновешенное, воздействует своим спокойствием, не создавая впечатления движения. Пространства площадей играют второстепенную роль. Основным композиционным элементом является улица. Если на площадях барокко эстетический эффект восприятия сводится к непрерывно сменяющимся образам, на площадях времен классицизма оформление пространства является результатом постепенного нагромождения новых зрительных впечатлений.

В XIX в. пространство улицы оформляется в соответствии со строгими строительными законами и правилами, причем надо учитывать и такой фактор, как спекуляция землей. Длинные однообразные по застройке уличные пространства действуют дезориентирующе в отношении представлений о пройденном расстоянии и определении мест начала движения и остановок пешеходов. Вместо того, чтобы создать условия для рождения ярких индивидуальных образов, однообразная скучная архитектура является причиной возникновения «универсальных» архитектурных объектов. При прибытии в центр в определенное место на некотором расстоянии от наблюдаемого пункта пешеход последовательно воспринимает силуэт наблюдаемого объекта, архитектурный образ, отдельные детали. На разных участках пути при движении к наблюдаемому объекту последний видится в различных планах. Это объясняется тем что восприятие совершается при движении пешком со скоростью 3—4 км/ч. Таким образом, представление о наблюдаемом объекте является результатом напластования многочисленных впечатлений. При этом восприятие, полученное в движении, определяется видом и силой освещения, временем наблюдения, скоростью движения, обозреваемым пространством, индивидуальной впечатлительностью наблюдателя-пешехода и др.

При сравнительно малой скорости пешеходного движения для наблюдения характерны сравнительно умеренная концентрация впечатления; расширение сферы обозрения; заострение внимания на отдельных деталях объекта; увеличенная возможность восприятия.

Возможность восприятия представляет процесс оформления и осознания целостного образа окружающей среды в результате наблюдения его разнородных составных элементов. Пешеход — посетитель центра воспринимает во время движения окружающую среду динамично, при прекращении движения — статично.

Линч утверждает, что представление об окружающей среде является результатом взаимосвязи между человеком, который наблюдает, и окружающей его средой. Последняя стимулирует наблюдателя к сравнению различных элементов объекта. Со своей стороны наблюдатель в соответствии со своим индивидуальным психологическим предрасположением или с целью, с которой он прибыл на данное место, выбирает форму наблюдения. Тогда предварительно созданный целостный образ объекта аннулируется, подчеркивая или изменяя охват виденного и воспринимаемого. В результате образ одной и той же действительности различен и индивидуализирован отдельными наблюдателями. Величина этих различий зависит от степени воздействия на окружающую среду и характерных черт ее элементов.

Линч объясняет процесс создания образа через степень познания наблюдаемого окружения. Когда последнее известно, вопреки малому, числу заслуживающих внимания пешехода элементов действительно наблюдаемого объекта в результате продолжительного знакомства с ним, его образ становится распознаваем и утверждается в сознании. В обратном случае, когда объект видится первый раз, он может быть ассоциирован не потому, что индивидуально известен, а ввиду того, что отвечает представлению о стереотипном образе, созданном прежде в сознании наблюдателя. Дифференцированная окружающая, среда может облегчить или затруднить оформление ее образа или представление о ней. При любой форме объекта имеется различная степень вероятности создания концентрированного целостного образа у наблюдателя. Особенно существенна возможность создания представления об образе данной окружающей среды у большой группы наблюдателей, что можно было бы воспринимать как известную проверку прогноза при формировании окружающей среды.

В процессе формирования представления образ объекта должен отличаться от других и распознаваться в форме отдельного целого. Пространственное отношение образа к наблюдателю и к другим элементам окружающей среды выражается через создание данного ее фрагмента.

Наблюдаемый фрагмент должен иметь для пешехода определенное практическое или эмоциональное значение. Средства формирования элементов пространственной структуры используются таким образом, что вызывает даже и у малочувствительного наблюдателя четкое восприятие предвиденного образа.

Основной составной частью окружающей посетителя центра среды являются участники движения — пешеходы и транспортные средства, находящиеся в движении или покое. Формирование пространства центра выражается в координации и взаимном подчинении элементов, связанных с физической структурой, и элементов, находящихся в движении — посетителей и транспортных средств. С одной стороны, особенно важно приспособить физические черты композиции пространственной организации и застройки к нуждам и требованиям посетителей, которые движутся пешком или используют транспортные средства. С другой стороны, очень существенна и обратная связь. Только при такой организации утилитарная и эстетическая ценность существующей окружающей среды не обесценится, а воспринимаемый образ будет создаваться на фоне положительных характерных черт отдельных ее частей.

Необходимо отметить, что образ создается под сильным воздействием таких нематериальных факторов, как самочувствие посетителя во время пребывания его у объекта в зависимости от общих условий движения, атмосферы улицы, восприятия интимности или анонимности. Но окончательное формирование образа окружающей среды в центре наступает под воздействием материальных факторов, тесно связанных между собой. Создание и оформление этой среды не подчиняется строго определенным предписаниям. Можно указать только общие принципы, увеличивающие возможности получения такой среды в центре, в которой пешеход пребывал бы с большим удовольствием.

Восприятие пешеходного пространства как большого или малого, широкого или узкого, гомогенного или разорванного, удлиненного или укороченного, монотонного или оживленного зависит от его обустройства. Пешеходное пространство в современном городском центре является «гостиной» нашего города. В связи с этим оформление его «интерьера» наряду с размерами, формой, членением, способом его раскрытия и расположения играет решающую роль в пространственном восприятии.

Обустройство пешеходного пространства — процесс сложный. Это обусловлено многообразием существующих взаимосвязей, определение которых при оформлении интерьера и в первую очередь его пространственной структуры и при выборе соответствующей композиции возможно лишь путем рассмотрения его как части целостной пространственной структуры пешеходной системы. Композиция этой системы характеризуется изменениями в ней, совершаемыми с целью улучшения окружающей среды в пользу пешехода. При такой постановке вопроса обустройство пешеходного пространства связано с выполнением двух основных задач.

Первая состоит в установлении различных связей пространства с окружающей средой, при котором решающую роль играют требования, вытекающие из его функциональной принадлежности в рамках городского центра. Предметом второй задачи является установление зависимости между отдельными элементами пешеходного пространства на базе функциональной целесообразности.

Обустройство пешеходного пространства или системы пешеходных пространств выражается в различных отдельных или комплексных мероприятиях, которые имеют целью создание оптимальных условий для пешеходного движения. С одной стороны, эти мероприятия связаны с улучшением и усовершенствованием существующих элементов пешеходного пространства, а с другой — с внесением новых элементов, целью которого являются положительные перемены в существующей композиции пешеходного пространства.

Предметом обустройства являются его основные элементы — пешеходные площади и окружающие их фасады застройки, В том случае, когда пешеходное пространство перекрыто (подземные торговые пассажи, перекрытые торговые центры), предметом обустройства являются и покрытия, пропускающие дневной свет (пассажи в уровне земли) или служащие только перекрытиями и местом размещения искусственного освещения (переходы, перекрытые торговые залы и т, п.). Их обустройство преследует основные цели — ориентацию пешехода при его передвижений и создание максимальных удобств на время пребывания его р пешеходном пространстве (защита от неблагоприятных атмосферных условий, отдых, развлечения и т, п.

Обустройство площадей, по которым движется пешеход, является основной задачей, связанной с формированием пешеходного пространства, В большинстве случаев реконструируемые пространства городских центров, которые предоставляются для пешеходного движения, предназначались раньше для пропуска транспортных средств, поэтому они состоят из проезжей части и тротуаров, В связи с этим необходима ликвидация тротуаров и создание единого покрытия. Выбор вида последнего имеет большое значение для оформления пространства как с функциональной, так и с эстетической точек зрения. В этом отношении градостроители используют традиционный опыт, развивая и дополняя его. Опыт показывает, что покрытие способствует уменьшению усталости пешеходов, если оно эластично, и таким образом в большой степени уменьшает вредное воздействие шума. Солнечный свет отражается от светлых покрытий и ослепляет пешехода. В связи с этим предпочтительнее более темные покрытия. Кроме того, необходимо избегать использования материалов, которые становятся скользкими при увлажнении. Оформление покрытия пешеходного пространства путем удачного использования цвета и материала может послужить средством для различных оптических коррекций пространства. Для любых пешеходных пространств их покрытие должно быть достаточно прочным, чтобы выдерживать большие нагрузки. Это важно при пропуске специальных транспортных средств (скорая медицинская помощь, милиция, пожарная охрана и др.) и в том случае, когда допускается пропуск грузовых автомобилей.

Перепады в уровне пешеходных площадей требуют создания лестниц или рамп, что позволяет внести элемент динамичности в пространство, сосредоточивая влияние пешехода па изменениях условий передвижения (рис. 108).

В зависимости от функциональных требований к пешеходному пространству его величина и местоположение в городском центре могут быть предметом различных решений. Небольшие и узкие пешеходные пространства (улицы, пассажи, подземные переходы) предоставляют всю свою площадь целиком пешеходному движению. При их обустройстве не используются дополнительные элементы. Большие и широкие пешеходные пространства значительную часть своей территории предоставляют для размещения различных дополнительных элементов с учетом статичного или динамичного пребывания пешеходов в этом пространстве (использование пешеходных площадей для от- комфортных условий пешеходного движения. Такова же роль водных площадей (фонтанов, бассейнов и пр.) и скульптурных украшений.


Второй элемент пешеходного пространства — фасады окружающих его зданий также способствует целостному композиционно-пространственному его решению. Гладкие, невыразительные или пластичные и сильно расчлененные фасады различным образом влияют на восприятие пешехода. Здания, обладающие особенной эстетической и архитектурной ценностью в пространственной композиции, удачно сочетающиеся с новыми зданиями, могут создавать очень привлекательную пешеходную обстановку в центре города. При этом большое значение имеет возможность использования наиболее близкого к пешеходам партерного уровня застройки, при котором достигается максимальное и непрерывное оживление. Фасады используются и для рекламы, искусственного освещения и т. д.

Перекрытое пешеходное пространство связано с представлением о.закрытом пространстве. При реконструкции современных городских центров, когда пешеходные пространства создаются в уровне земли или на различных уровнях над ней (улицы, переходы, пассажи и т. и.), их перекрывают с целью создания больших удобств для пешеходного движения (защита от неблагоприятных атмосферных условий: дождь, ветер; чрезмерный солнечный свет).

Выбор вида и способа перекрытия пешеходных, пространств зависит от их размера и размещения. Во многих африканских и японских городах для предохранения от чрезмерного солнечного света и тепла устанавливают легкие временные покрытия из бумаги, соломки, тростника. В европейских и американских городах применяют самые разнообразные конструкции для полного или частичного перекрытия пешеходных пространств периодичного или постоянного использования (рис. 110). Перекрытие пешеходных пространств сопровождается переменой пространственного воздействия в основном вследствие уменьшения его высоты. Вместе с этим возможность пропуска естественного дневного освещения увеличивает привлекательность пешеходной среды и подчеркивает ее интимный характер.

Полифункциональный характер пешеходного . пространства определяет его использование как днем, так и ночью. В. последнем случае необходимо эффективное искусственное освещение, с помощью которого можно оптически влиять на пешеходное пространство и его восприятие.

Гармоничная увязка пешеходных площадей, фасадных плоскостей зданий и дополнительных второстепенных элементов приводит к согласованности формы и ритма, материала и цвета, к равновесию между количеством и качеством, между визуальной информацией, полученной в горизонтальном и вертикальном плане. Все это должно способствовать созданию пешеходных пространств или системы таких пространств с большой контактностью. Таким образом, система пешеходных пространств, в которой главные и второстепенные элементы находятся в самых различных сочетаниях, позволяет рассматривать центр города как ансамбль, состоящий из ряда характерных мест и зданий, архитектуру которых, скульптурные украшения и оформление можно рассматривать с разных сторон и с различных расстояний. Игра света, вариации размеров, масштабов и видов пространств (открытые или перекрытые, монументальные или обычные), связь с природой, ритм сезонов, вода и фонтаны, деревья и цветы —все это создает более богатое, привлекательное, живое пространство для общения.


Благоприятные природные условия, размеры болгарских городов, уровень автомобилизации в них способствует созданию правильной пространственной организации пешеходного движения в их центрах. Чувство масштаба, цвета и пропорций в застройке и связь ее с природными особенностями — традиционные положительные черты градостроительства Болгарии. Большинство современных, болгарских городов, включая и большие, по сравнению с рядом европейских городов с высоким уровнем автомобилизации в отношении застройки и транспортных проблем их центров имеют определенные преимущества. С одной стороны, имеется возможность подходящим образом организовать пешеходное движение. С другой стороны, современное проектирование центральных частей городов совпадает с первыми опытами проектирования и создания, пешеходных пространств в градостроительной практике НРБ. Это имеет особое значение для малых и средних городов, масштаб которых, архитектурно-художественная ценность застройки, связь с природой и существующая система транспорта благоприятствуют созданию пешеходных пространств. Упрощенное и неправильное понимание формирования пешеходного пространства лишь как блокировка транспортного движения на определенной территории, ограждение определенного места цветными искусственными газонами и использование нескольких деревьев, так же как и отсутствие достаточных средств для благоустройства населенных мест,—решения временные, бесперспективные. Формирование и оформление пешеходного пространства являются комплексной задачей, которая предполагает синхронизированную, непрерывную взаимосвязь его основных и второстепенных элементов. Нынешние благоприятные условия проектирования и строительства городов и их центров в связи с их ростом постепенно изменятся. Пространственная организация городов, связанная с новыми и все более разнообразными функциями, а вместе с этим и способ оформления пешеходных пространств, будут неминуемо усложняться.

На основе этих положений, подчеркивающих пространственный аспект организации пешеходного движения, можно выявить основные зависимости и взаимосвязи между ним и созданием пространственной модели городского центра. Ограниченные и ошибочные градостроительные решения, основывающиеся на предоставлении приоритета пешеходному движению или, что встречается. чаще, на предпочтительности автомобильного транспорта препятствуют выяснению связи пешеходное движение— структура центра.

В материальном аспекте ценность структуры пешеходного движения определяется периодом ее реализации, ее техническим состоянием и средствами, используемыми при сооружении центра, применением различных материалов. Поэтому необходимо определить, до какой степени пешеходное движение определяет общие критерии формирования физической структуры центра. Взаимосвязь между пешеходным движением и физической структурой центра проявляется в двух основных формах:

в связи пешехода с физическим окружением;

в зависимости условий пешеходного движения от состояния центра (материальное состояние и степень завершенности).

Пешеход входит в контакт с элементами окружающей его среды как участник, т. е. в движении, или как наблюдатель. Физическое окружение определяет степень удобства движения н одновременно является основой для нематериальных сопоставлений.

Особенно важным моментом является возможность озеленения территории, которая может сопутствовать любой реконструкции центра, или создание новой городской среды, что характерно для вновь создаваемых центров и обеспечивает оптимальные условия для движения. В обоих этих случаях решающее значение имеет уровень стандарта данного пространства для движения.

Если находящемуся в центре посетителю нравится окружающая его среда, он достаточно легко может решить вопрос о своем пребывании в определенном месте. В противном случае он ищет другое место или старается максимально сократить время пребывания в этом месте. Состояние сооружений, благоустройство, материалы, используемые в оформлении центра, являются важными элементами эстетических и утилитарных критериев при оценке окружающей среды. .Поэтому излишне говорить о какой бы то ни было достаточно удачной модели окружающей среды в том случае, когда налицо безликая стандартизация в застройке и сооружениях.

Чтобы отвечать своему назначению, модель центра требует ограничить его содержание до элементов, которые в наибольшей степени обладают качеством «центральности»; это даст возможность ограничить территориальный охват центра. Очень важно также достижение состояния относительного равновесия между размерами и концентрацией движения и реально предоставляемыми условиями для движения. Нахождение оптимальной взаимосвязи во времени и пространстве между элементами, составляющими содержание центра, приводит к максимальному уменьшению числа передвижений и сводит к минимуму дальность пешеходных передвижений в центре.

Пространственное формирование древнегреческой агоры допускало большую свободу в расположении отдельных элементов, составляющих содержание центра. Это можно объяснить специфическим для греков способом трактования пространства. Можно также предположить, что эта свобода была обусловлена отсутствием сильной функциональной связи между элементами. В таких условиях естественно было ожидать больших трудностей в организации движения. Позже, в Эминской горе и зимнем форуме способ расположения отдельных элементов, составляющих содержание центра, и его пространственная организация создавали более благоприятные условия для организации движения. Усиление связи между элементами центра, с одной стороны, и с организацией движения, которая становится все более регламентированной, с другой, определили различные виды пространственной организации городов. Например, прямоугольная планировка в XIX веке — пример более прогрессивной фазы в организации взаимосвязей отдельных элементов центра с движением. Исчерпание возможностей осуществления горизонтальных коммуникационных связей постепенно побуждает -вводить и вертикальные связи, которые наиболее часто используются в новых городах. Таким образом, в модели городского центра организация пешеходного движения осуществляется в трехмерном пространстве (по ширине, длине и высоте).

Рассматривая содержание центра в функциональном аспекте, т. е. на фоне решения функциональной структуры, способ территориального размещения и соотношение между отдельными элементами во времени и пространстве требуется соотносить с тем фактом, что посетитель достигает пешком любой элемент центра (различные объекты) и движется внутри и вне этого элемента также пешком. Динамические соотношения, существующие между элементами центра, вызывают перемены в функциональных соотношениях между ними, что приводит к изменению пространственной структуры. Структура пешеходного движения в центре также имеет динамичный характер, она постоянно меняется. В связи с этим центр рассматривается как комплекс отдельных взаимозаменяемых функциональных элементов.

Размещение отдельных элементов центра с учетом интересов организации пешеходного движения должно быть согласовано с существующими зависимостями между этими элементами и пешеходным движением, с одной стороны, и с возникновением некоторых противоречий между ними, с другой. Например, пешеход, имеющий одну единственную цель посещения в центре, предпочитает группировку максимального числа элементов с одним и тем же содержанием на большой площади, что обеспечивает ему свободу выбора. Но если цели у пешехода различные, вряд ли он сможет выбрать такое решение. Для него важнее смешанное размещение элементов различного содержания и концентрация отдельных групп важнейших элементов, составляющих содержание центра. Таким образом, он минимизирует пешеходные передвижения. В этом случае существенное значение имеет величина территории центра, так как на небольшом пространстве неоправданно создание специализированных зон из элементов различного функционального назначения.

Эти примеры показывают, что функциональное формирование городского центра зависит от организации пешеходного движения. Так, способ связи ее с системой общественного и индивидуального транспорта определит дифференциацию доступности отдельных частей территории центра. В связи с этим расположение отдельных элементов застройки и остальных элементов центра должно быть сообразовано с требованиями обеспечения доступности в соответствии с особенностями пешеходного движения. Это особенно важно в тех градостроительных ситуациях, когда обеспечение необходимой пешеходной доступности затруднено. В таких случаях некоторые элементы центра, связанные с обслуживающей группой, можно размещать на территориях, менее доступных для пешеходов (например, рабочие места административных учреждений).

Динамика и скорость движения в центре определяются в большой степени способом формирования его пространственной структуры. Территориальная модель городского центра с пространственной точки зрения не может одновременно одинаково соответствовать скорости движения автомобиля (40—60 км/ч) и скорости пешехода (3—4 км/ч). Это вызывает большие затруднения при попытках создать единый пространственный масштаб центра.

Современные пространственные формы в преобладающем числе случаев гармонируют с автомобильным движением. В таком окружении пешеход чувствует себя изолированным, отчужденным элементом. Масштаб пешеходного движения не может отвечать масштабу центра большого города с его пространственной организацией. С другой стороны, автомобиль не может найти место в пространственной организации старого города, построенного в масштабе пешеходного движения.

Попытки использовать тот и другой масштаб в некоторых теоретических разработках и на практике не дали положительных результатов при организации одного общего пространства.

Одним из основных элементов, который оказывает влияние на пространственную структуру центра, является фактор расстояния. Попытки найти общее расстояние (дальность) для пешехода и автомобиля также обречены на неудачу. Исследования, выполненные при изучении расстояний (дальностей), органически связанных с пешеходным движением в ряде болгарских и зарубежных городов, показали, что существуют зависимости между этими расстояниями и следующими факторами:

длиной пути между периферийными точками центру и остановками общественного транспорта или стоянками автомобиля;

воспринимаемой длиной отдельного пешеходного маршрута; расстоянием между ближайшими остановками общественного транспорта, преодолеваемым пешком; длиной отдельного передвижения.

Первая зависимость выявляет связь между организацией пешеходного движения и системой городского транспорта. Вторая зависимость определяет размеры зоны, в которой совершаются пешеходные передвижения. Ограничения размеров могут создать большие удобства для пешеходного