ПЕШЕХOДНЫЕ ПРОСРАНСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Пешеходное пространство в буквальном смысле этого понятия означает место, предназначенное исключительно для движения пешеходов, для их безопасного и спокойного пребывания, где исключены любые конфликты в транспортном движении. В словаре классического градостроительства это понятие не встречается. Оно появилось лишь тогда, когда автомобили хлынули в город и заняли его центр. Поэтому сегодня содержание и значение этого понятия превратили его в символ; усилий человека —пешехода. вернуть себе права хозяина города

В зарубежной градостроительной теории и практике с подобным содержанием и значением употребляются термины zone, precinct, area, district и др., но чаще всего как обобщенное понятие употребляется термин «пешеходная зона», который механически был воспринят и нашей градостроительной терминологией. В зарубежной литературе этому названию придают самые различные значения, что не дает правильного представления о виде данного пешеходного пространства. Например, в некоторых случаях под пешеходной зоной понимается пешеходная улица, в других — это могут быть так называемые пешеходные дорожки, аллеи, площади или совокупность пешеходных пространств. К этому необходимо добавить и попытки ввести такие понятия; как «улица для пешеходов» (представление о масштабе), «пешеходное пространства» (представление о безопасности пешехода) и «пешеходная дорожка» (обозначение движения пешехода). Эти весьма односторонние понятия не дают точного обобщенного определения основного смысла термина «пешеходное пространство», доходя до абсурдного разъединения составляющих его элементов — масштаба, движения и безопасности.

В градостроительной терминологии понятие «зона» связано с представлением о жилой, промышленной, торговой зонах и т. д., в связи с чем правильнее употреблять более обобщенное понятие «пешеходное пространство», охватывающее современные представления о характере пешеходного движения. В этом смысле понятие «пешеходное пространство» относится одинаково к пешеходным улицам, пассажам, аллеям, площадкам, тротуарам и др. В комбинации они представляют систему интегрированных пешеходных пространств.

Существуют два основных вопроса, относящихся к современному градостроительству. Это движение и окружающая среда. В сущности, преимущество должно быть отдано окружающей среде, поскольку конечной целью градостроительства является не столько создание условий для движения, сколько создание по возможности удовлетворяющей человека окружающей среды. Но анализ современного состояния городов, охваченных автомобильной революцией, не подтверждает этой мысли. Напротив, наши города оказались неподготовленными к нашествию автомобиля, для которого они никогда и не предназначались, а сейчас проектируются в расчете на автомобильное движение.

Оценивая роль и значение пешеходного движения в создании и развитии городской структуры, современная градостроительная теория и практика стремятся улучшить городские условия, особенно в центрах городов, путем создания соответствующей окружающей среды, безопасной с точки зрения транспортного движения. Таким образом, возвращение к традиционным градостроительным формам, к каким относится и пешеходное пространство, показывает, что существует чрезмерное увлечение применением новых способов и средств транспортного движения за счет непрерывного ухудшения условий жизни и нарушение соразмерности человека с застройкой города и особенно его центра.

Решение проблемы пешеходных пространств в городских центрах неизбежно наталкивается на требование, чтобы для всякого человека была обеспечена возможность передвижений, отвечающая нормам современной общественной жизни. Сегодня передвижение людей, за редким исключением, занимает много времени в ущерб времени, необходимого для работы и отдыха. Сложные условия для движения в современном городе затрудняют использование технических возможностей всех транспортных средств, а также площадей, необходимых для их движения. Это требует прежде всего установления равновесия между функциями, которые должны выполнять отдельные части города и транспортные средства, с помощью которых возможно и целесообразно удовлетворять потребность людей в передвижениях. Для каждого транспортного средства необходимо место для движения и стоянки, отвечающее не только его конструкции и характеристикам, но и его роли и степени участия в городской системе транспорта. Поэтому с этой точки зрения интерес к строительству транспортных сооружений (линии метро, скоростные дороги, линии трамвая и др.) чрезвычайно велик, а с градостроительной точки зрения такое же внимание следует уделить и человеку-пешеходу и необходимым для его движения территориям и сооружениям.

Чтобы более точно выявить значение некоторого пешеходного пространства в городском центре, его следует сопоставить с другими элементами центра, от которых зависит его правильное функционирование: застройкой, улично-дорожной сетью, транспортными средствами и сооружениями и т. д. В современной транспортной ситуации создание пешеходного пространства несомненно способствует улучшению условий окружающей среды (уменьшение загрязнения воздуха и шума, увеличение безопасности движения и др). Пешеходное пространство способствует иерархизации улично-дорожной сети и ограничивает доступ индивидуальных транспортных средств. Кроме того, создание пешеходного пространства может стать причиной для переоценки существующей дорожной сети, имея в виду более рациональное ее использование на территории и во времени в зависимости от различных ее функций в центре. Пешеходные пространства создаются обыкновенно в местах с осложненной транспортной ситуацией с целью ее смягчения или нейтрализации. В связи с этим их необходимо рассматривать как результат правильной организации пешеходного движения.

Создание пешеходных пространств вызывает коренные перемены в организации движения транспорта и возможности его использования в зависимости от времени движения и вида транспортного средства. Это также способствует повышению- уровня торговой деятельности в центре.