ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕСТО, ФОРМУ, ВЕЛИЧИНУ И ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Совершенствование системы планирования и управления и народном хозяйстве, развитие социалистической демократии и активизация роли общественного обслуживания определяют развитие социальных функций общественных центров и обусловливают градостроительные требования при их создании. В соответствии с прогрессом современного социалистического общества растет и идейно-политическое значение центров, которые должны формироваться с помощью новых приемов и способов пространственного и художественного оформления.

Общественный центр — это жизненная среда, пространственная организация которой должна соответствовать растущему многообразию форм общественной жизни, творческой деятельности и системы обслуживания. С развитием общественной, деловой и культурной жизни все больше активизируются различные виды деятельности в центре. Основные функции городских центров как места размещения органов управления, учреждений культуры, торговых предприятий и т. д. развиваются и изменяются. В современных условиях это явление эволюционирует ускоренными темпами. Одновременно идут процессы интеграции и дифференциации функций, которые находят свое выражение в организации и планировочно-объемной композиции центров.

Таким образом, центр города как центральное место развития общественной жизни, выдвигает новые проблемы, связанные с его функциональной и планировочной структурой. Основной предпосылкой решения этих проблем являются два принципиальных условия — активность общественных мест и максимально возможная свобода для пешеходного движения. Таким образом, создание пешеходных пространств на определенных функциональных участках центра следует рассматривать как градостроительную деятельность, направленную на развитие общественной жизни. Это необходимость, вызванная проблемой движения и требованиями, вытекающими из общественного значения центра и развития новых социалистических форм городской жизни.

Проектирование и строительство пешеходных пространств как части структуры центра требуют решения таких вопросов, как размещение, вид, величина и обустройство. Они приобретают все большее значение в связи с многофункциональной, организацией городского центра. Таким образом, пешеходные пространства приводят к объединению различных функций городского центра. Решение этих вопросов связано с правильным размещением центра в границах определенной городской территории. Это зависит от ряда факторов: специфических природных особенностей, величины центральной территории с учетом его перспективного развития, распределения площадей в зависимости от различных видов деятельности в центре и отношения их к тем видам, которые проявляются в других частях городской территории, архитектурно-пространственной композиции и архитектурно-художественного образа центра города

Мировая градостроительная практика убедительно доказывает влияние этих факторов на центральную часть города и особенно на основные характеристики .пешеходного пространства— вид, величину, форму, обустройство. Например, роль центра как центрального места в городе определяет и пешеходное пространство. Это подтверждается всеми случаями, когда сердцевина пешеходного пространства или системы пешеходных пространств находят свое место в ядре центра.

Не всегда центр города занимает топографический центр городской территории. Это зависит от ряда природно-климатических и градостроительных условий. Но на территории городского центра /В любом случае пешеходное пространство занимает центральное, место. Таким образом, местоположение пешеходного пространства подчеркивает его предназначение как регулятора движения в наиболее нагруженной в транспортном отношении части городской территории.

Размещение пешеходного пространства в городских центрах— очень сложный вопрос, решение которого зависит от размеров, расположения в плане, пространственных особенностей, специфических природно-географических условий центра и т.д. В связи с этим оформление данного пешеходного пространства рассматривается в зависимости от влияния на него определенных факторов: величины, формы и планировочной структуры, природно-климатических условий и рельефа территории, вида и способов застройки, доступности и системы транспортного обслуживания, роли в создании соответствующей жизненной среды, направлений будущего развития, существующих возможностей поэтапного и экономически целесообразного его строительства. В зависимости от конкретно рассматриваемого городского центра связи между пешеходным пространством и приведенными факторами могут быть различными. Наблюдения, выполненные в данной области, показывают, что местоположение определенного пешеходного пространства зависит от функциональной организации городского центра и от отношения его к остальной городской территории.

Местоположение пешеходного пространства прежде всега определяется рельефом центральной части города. Так, в городских центрах, расположенных на плоском рельефе, имеются наилучшие условия для установления связей с местами жилья, труда и отдыха вдоль пешеходного пути. Пешеходные передвижения в этом случае могут достигать максимальных объемов, л пешеходное пространство или их система иметь наибольший охват в рамках нормативной пешеходной доступности. С архитектурно-композиционной точки зрения этот случай характеризуется центральным расположением пешеходного пространства, которое соответствует преобладающей компактной форме центра. Эта форма типична для большинства болгарских городов, в связи с чем ее и используют как исходную при исследовании зоны влияния пешеходного пространства (рис. 54).

Линейное развитие городского центра диктуется различными градостроительными факторами (река, море, формы рельефа и др.). Подобное композиционное решение, однако, приводит к чрезмерной рассредоточенности различных функций центра, а, следовательно, к максимальному удлинению пешеходных передвижений. При горизонтальной системе разделения пешеходные передвижения совершаются параллельно транспортным. В этом случае основное удлиненное пешеходное пространство служит базой для развития поперечно расположенных и вливающихся в него пешеходных пространств (рис. 55).


Чрезмерное удлинение основного пешеходного пространства требует осуществления соответствующей его доступности, что возможно при условии использования линий общественного транспорта, расположенных параллельно пешеходному пространству. Чтобы как можно лучше связать между собой отдельные секторы пешеходного пространства, целесообразно использовать дополнительный обслуживающий легковой транспорт для перевозки грузов, а также различные транспортные системы для облегчения передвижений пешеходов.

В некоторых случаях (Габрово, Ловеч и др.) центр не следует строго вытянутой форме городской территории. В связи с этим развитие пешеходной сети соответствует существующей планировочной структуре городского центра, но в то же время учитывает такой важный градостроительный фактор, как рек» (рис) 56 и 57).

Холмистый и горный рельеф на большей части территорий Болгарии является одним из важных действующих факторов при формировании городских центров. Подобный характер рельефа оказывает влияние также и на пешеходные системы центров, которые отличаются разнообразной композиционной структурой. Пешеходная система создается с использованием существующей разницы в отметках отдельных городских территорий. Территория центра, расчлененная по высоте, в принципе утрудняет образование удобных транспортных связей, но одновременно является предпосылкой для интересных решений при организации пешеходных путей (связанных с лестницами, рампами и др.), создаваемых в различных уровнях в виде террас. Чаще всего городские центры с таким характером рельефа обладают ценной в историческом и архитектурном плане застройкой, являющейся объектом активного туризма местного и международного значения. Сохранение подобных городских центров требует большего внимания к ним с точки зрения обеспечения пешеходной доступности (В. Тырново, Габрово, Копривштица и др.).



В отличие от ряда европейских городов, которые полностью сохранили свою историческую структуру, в Болгарии таких центров немного. В связи с этим особенно важной предстает проблема их сохранения и обеспечения в существующих условиях пешеходной доступности. Многочисленные отечественные и зарубежные примеры размещения пешеходных пространств в структуре городского центра подтверждают это положение.

В некоторых городах местоположение городского центра и пешеходного пространства зависит от интенсивности пешеходного движения.

Болгария имеет исключительно богатые природные условия. В связи с этим интимный, соразмерный с человеком масштаб городов и их центров должен сыграть положительную роль при создании и использовании пешеходных пространств как основного композиционного элемента. Это положение подтверждается некоторыми градостроительными решениями (частью уже, реализованными) городских центров в таких городах, как София, Враца, Пловдив, Бургас, Плсвен, Варна, Габрово и др.. (рис. 58—62).

Роль природного фактора для формирования городского центра и создания его пешеходной системы проявляется особенно ярко, когда этим фактором являются большая река, озеро или море (Варна, Бургас, Несебр, Созопол, Русе, Свиштов, Венеция, Будапешт, Амстердам, Женева и др.).

Пешеходное пространство в центрах этих городов — этф чаще всего прогулочная улица, которая служит связью с доминирующим природным фактором и вместе с тем является главной композиционной осью городского центра.


В Болгарии удачными примерами в этом отношении служат раскрытый в сторону Балкан городской центр в г. Враца, в большей своей части созданный для пешеходного движения; связь Хисарлыка с площадями в центре г. Кюстендил, предназначенными для пешеходов, и др.

Большое значение для местоположения пешеходного пространства имеет историческая и архитектурная ценность центра. Доказательством этому служат большинство европейских городов, в которых заботятся о сохранении старых городских центров создавая в них соответствующую человеку пешеходную атмосферу (Ковентри — Англия я др.). В Болгарии это характерно для малых и средних городов, которые развились и оформились в эпоху Возрождения. Пешеходное пространство в этих городах — это всегда извилистая главная улица и площадь, которые являются объединяющим композиционным элементом, создающим интимное пространство, связанное с окружающей природной средой. Эти образцы болгарской архитектуры и градостроительства лишний раз доказы вают положительную роль пешеходного пространства при соз дании центральных городских площадей (Трявна, Копривщица, Ботевград, Габрово, Враца и др.) (см. рис. 56, 58, 66 Б создании пешеходных пространств применяются три принципиальных схемы их расположения: компактная, линейная и расчлененная (рис. 63— 68).






В зависимости от пешеходной доступности и вида пешеходного пространства определяются признаки, характеризующие его величину.

Например, когда речь идет об определении величины пешеходной системы, обыкновенно подразумевают степень охвата ею некоторого числа пешеходных пространств, которые должны соответствовать требованиям обеспечения абсолютной, нормальной или допустимой пешеходной доступности. В том случае, если в центре города нет развитой "пешеходной системы, а имеются лишь отдельные самостоятельные, не связанные между собой пространства, речь идет об определении размеров элементарного пешеходного пространства. Например, отдельные улицы и площади, закрытые для транспортного движения, пешеходные пассажи, подземные переходы, тротуары и т. д.. не образующие определенную систему, являются элементарными пешеходными пространствами. Но в то же время они могут быть и составными элементами пешеходной системы.

Элементарное пешеходное пространство может быть измерено: определяют его длину и ширину. Размеры пешеходного пространства должны находиться в границах допустимых пешеходных расстояний. В большой степени они зависят от задач, решаемых при создании пешеходного пространства, и его расположения в городском центре, учитывая конкретные функции данного пешеходного пространства в системе центра. Например, назначение размеров пешеходного пространства со строго очерченными торговыми функциями зависит от требований, связанных с их осуществлением (расстояние от мест паркирования до пешеходного пространства, расстояние до остановок общественного транспорта, снабжение предприятий торговли и т.д.).

Другими словами, размеры пешеходного пространства зависят от различных факторов, которые имеют к нему определенное отношение (использование пешеходного пространства для отдыха, прогулок, потребительские функции). Максимальная пешеходная доступность принимается равной 1000 м (15-минутный пешеходный путь). Но во многих случаях (особенно это относится к пешеходным пространствам, привлекающим большое число пешеходов) может достигать и 2000 м. Анализ ряда зарубежных городских центров, в которых созданы пешеходные пространства [19] и возможности развития городских центров в городах НРБ, дают основания принять в качестве норматива длину пешеходного пути 600—’1000 м.

Вопросы, касающиеся ширины пешеходного пространства, рассматриваются в зависимости от его функционального назначения, пространственного решения и соразмерности с «человеческим» масштабом. Ширина пешеходного пространства может подчеркнуть, или, напротив, обезличить его пешеходный характер. Обыкновенно, чем уже пешеходное пространство, тем больше предрасположение к пешеходному движению, но в определенных границах, вне которых проявляются иные его функции. Что касается чересчур широких пешеходных пространств, то в этом случае может произойти «распад» пешеходного пространства, потеря контакта между пешеходами, с одной стороны, и окружающей средой, с другой. Ширина пешеходного пространства имеет исключительно важное значение для сохранения привлекательности и приводит к удлинению пешеходных путей. Например, нормальная ширина торговой улицы позволяет удовлетворить постепенное желание пешеходов, привлеченных различными объектами, переходить с одной стороны улицы па другую. Чрезмерная ширина уменьшает подобные желания, а малая — приводит к замедлению пешеходного движения и к сокращению пешеходного пути. Из этого следует особенная важность связи между шириной и длиной пешеходного пространства, которые подчиняются как физическим, так и психологическим характеристикам пешеходного движения.

Исходя из специфических особенностей пешеходного потока еще средневековые градостроители придерживались мнения, что застроенное пространство должно быть функцией ширины улицы. В средневековых городах высота застройки ограничивалась и не должна была превышать более чем в 2 раза ширину улицы. Леонардо да Винчи придерживался мнения, что соотношение 1 : 1 является более предпочтительным. Эти утверждения можно считать нормативными и для пешеходного движения, тем более, что в те времена улицы практически целиком предназначались для пешеходов.

Эти примеры, отнесенные к условиям современного города, показывают, что ширина улиц (тротуар и проезжая часть) значительно не изменились, но вместе с этим высота окружающей застройки увеличилась в несколько раз. В нынешних городских условиях независимо от того, предназначена ли улица для пешеходов или также для движения транспорта, трудно найти точное соотношение между ее шириной и высотой застройки. Результаты теоретических исследований этого вопроса позволяют сделать вывод о том, что в зависимости от специфических особенностей пешеходного движения и высоты окружающей застройки (речь идет об удлиненном пешеходном пространстве типа пешеходной улицы) ширина пешеходного пространства не должна превышать 25—30 м. При этом ширина улицы, равная 9—12 м, может считаться оптимальной, если иметь в виду переменную скорость движения пешеходов и желание их рассматривать витрины, расположенные на противоположных сторонах улицы.

Согласно некоторым зарубежным источникам, минимальная ширина пешеходного пространства определяется в зависимости от его пропускной способности, максимальное значение которой принимается равным 12 пешеходам в сечении шириной 0,3 м за 1 мин. Варьирование шириной в процессе планировки пешеходного пространства ограничивается тремя категориями. Первая категория — ширина 6,9 м, вторая — 3,45 м и третья — 1,95 м (в этом случае имеются в виду тупиковые подходы к объекту прибытия). Точная ширина пешеходного пространства определяется в каждом отдельном случае в соответствии с условиями.

Примеры планировки пешеходных пространств показывают, что ширина зависит от существующей застройки. Это же относится и к длине, хотя она имеет гораздо большие возможности увеличения, так как рост пешеходного пространства в длину связан с меньшими трудностями в процессе поиска необходимых свободных площадей. Следовательно, определение длины и ширины пешеходного пространства зависит от того, связано ли его формирование с реконструкцией центральной части или же с новым строительством. Например, во всех городских центрах, имеющих большую историческую и архитектурную ценность, пешеходные пространства обычно сохраняют размеры и функции существующих свободных пространств. Но в ходе реконструкции, проводимой в больших объемах или при строительстве нового городского центра, размеры пешеходного пространства могут меняться более свободно в зависимости от пространственно-композиционного решения новой застройки. Следовательно, величина пешеходного пространства зависит от степени завершенности городского центра и от уровня обновления территории в процессе планировочных и строительных работ. В любом случае необходимо исходить из конкретных условий.

При определении размеров пешеходного пространства, особенно его длины, решающее значение имеет протяженность пешеходных передвижений, которая зависит от размеров территории центра, вида пешеходного движения, числа посетителей городского центра и ограничений, которые могут возникнуть в процессе его формирования. На территории центральной части большого города дальность пешеходных передвижений больше, чем в центре малого города. Эта разница обусловлена различными пропорциями между составными частями времени, затрачиваемого на передвижения в большом и малом городе. При изучении пешеходного движения в центрах различных по величине городов установлено, что самые короткие передвижения (200—400 м) характерны для посетителей торговых объектов; передвижения с дальностью более 400 м совершают посетители центра с целью отдыха и развлечений.

Как было отмечено, в зависимости от характера пешеходного движения и категорий посетителей различают следующие основные виды пешеходных передвижений; остановка общественного транспорта — различные виды услуг; остановка общественного транспорта — место работы; стоянка автомобиля— различные виды услуг; стоянка автомобиля — место работы; остановка общественного транспорта, стоянка автомобиля — прогулки в городском центре. Принятые дальности для этих видов пешеходных передвижений составляют от 200 до 1500 м. Та или иная дальность в этих границах зависит от степени завершенности городского центра. Например, создание удобных, коротких пешеходных связей с остановками общественного транспорта и со стоянками легковых автомобилей реально при строительстве нового центра. В существующих, подлежащих реконструкции центральных частях городов не всегда можно создать соответствующие пешеходные связи со стоянками легковых автомобилей и с остановками общественного транспорта. Эти связи приходится реализовать с использованием подземного пространства [112].

Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальная дальность пешеходного передвижения к остановкам общественного транспорта и стоянкам легковых автомобилей находится в пределах от 100 до 200 м. Но длина пешеходного пространства определяется и дальностью всех остальных пешеходных передвижений в городском центре, которые зависят от размера н формы территории, характера размещения различных объектов тяготения, способов связи пешеходного пространства со средствами массового транспорта, притягательной силы объектов, находящихся в центре и около него и условий движения в центре (транспортного и пешеходного).

Величина городского центра дифференцирует дальность пешеходного передвижения: чем он крупнее, тем больше он привлекает посетителей.

Создание прямых связей между пешеходным пространством, сетью общественного транспорта и стоянками легковых автомобилей является причиной возникновения дополнительных передвижений в центральной части города. Притягательная сила объектов, расположенных в центре, может до известной степени приводить к удлинению путей передвижения.

Вышеприведенные выводы позволяют прийти к заключению,, что точное определение размеров пешеходного пространства зависит от множества разнообразных факторов и практически трудноосуществимо. Предрасположение людей к пешему движению, цель передвижения и время пребывания в зоне объектов прибытия строго индивидуальны для каждого конкретного случая. Независимо от этого в качестве норматива определении размеров пешеходного пространства необходимо принимать существующую связь между пешеходными передвижениями и условиями движения, а также между качественными особенностями объектов тяготения в центре и их окружением.