Пешеходные пространства городских центров

Антагонизм между транспортом и пешеходом в городе — проблема до статочно древняя, пожалуй, столь же древняя, как и сами города. Всадники, повозки, карсты, омнибусы, конка, трамвай, автомобиль — всегда конкурировали с пешеходом, вытесняли его с улицы, лишали возможности естественно и непринужденно перемещаться в городской среде.
Проблема «пешеход — транспорт» особенно обострилась в эпоху научно-технической революции, когда наряду со стремительным развитием науки и техники быстро растут города, лавинообразно увеличивается парк индивидуальных машин, возрастают мобильность населения, скорость его передвижения. Особенно сложные проблемы в городах порождает автомобильный транспорт, число единиц которого на земном шаре сейчас превышает численность населения античного мира.
Вопросы организации пешеходного движения в городе и особенно в центре не получили в градостроительной литературе пока еще достаточного освещения. Поэтому перевод и издание книги П. Велева «Пешеходные пространства городских центров», посвященной исследованию предпосылок формирования и принципам конструирования таких пространств, следует считать весьма актуальным.
В книге, по существу, затронуты все аспекты проблемы формирования пешеходных пространств в городских центрах: социальные, технические, планировочные, эстетические и психологические, что делает труд П. Велева особенно предметным. Материал излагается достаточно стройно, исторически последовательно и логично. Большое внимание автор уделил вопросам формирования пешеходных пространств в общественных центрах исторических городов. Особый интерес представляют главы, в которых рассмотрены эстетические н психолого-этологические аспекты рассматриваемой проблемы.
В то же время в книге встречаются и существенные пробелы. В частности, один из сложнейших вопросов организации пешеходных пространств в городах — это создание органичной взаимосвязи транспортной системы центра с пешеходными пространствами и с транспортной системой города в целом решен схематично — только на уровне теоретических моделей и схем. Недостаточно подробно в книге рассмотрены вопросы подземной урбанистики; классификация пешеходных пространств, применяемая автором, дает представление о принципиальных отличиях одного вида пешеходного пространства от другого, но не дает возможности более четко выделить некоторые частные особенности, которые во многом предопределяют трудности, возникающие в процессе конкретного проектирования.
Несмотря на отмеченные недостатки, книгу П. Велева, оригинальное и достаточно комплексное исследование важной градостроительной проблемы современности, с интересом прочтут не только специалисты в области городского транспорта, но и все те, кто интересуется проблемами пешеходного движения в современных городах.

В. Владимиров, канд. техн. наук

Велев П. Пешеходные пространства городских центров/Пер. с болг. Д. П. Кривошеева: Под ред. В. В. Владимирова.— М.: Стройиздат, 1983.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ЦЕНТРЕ
Современный городской центр должен иметь оптимальный набор элементов (различные виды застройки и т. д.), хорошую организацию движения и пространство, соразмерное с масштабом пешеходного движения.
ВВЕДЕНИЕ
Общий экономический подъем в Болгарии обусловил в городах структурные перемены. Рост благосостояния народа и сокращение рабочего времени привели к увеличению подвижности населения.
ПЕШЕХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ — ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА. ЧЕЛОВЕК-ПЕШЕХОД
Хождение пешком — естественная форма передвижения человека, его характерное физиологическое проявление.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ЦЕНТРЕ
езопасность движения. Высокая концентрация движения в центре города при условии, что пешеходное и транспортное движение не разделены, создают неблагоприятные условия для движения транспортных средств и уменьшают безопасность движения пешеходов.
РАЗДЕЛЕНИЕ ПЕШЕХОДНОГО И ТРАНСПОРТНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ЦЕНТРАХ. СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ
Основной задачей пешеходной организации городского центра является физическое, психологическое и визуальное отделение пешехода от транспортных средств.
МОДУЛЬ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА НА ОСНОВЕ МОДУЛЯ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ
Организация пешеходного движения связана с определением пространственных величин, приспособленных к масштабам этого движения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА НА ОСНОВЕ МОДУЛЯ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ
Чтобы охарактеризовать роль пешеходного движения в пространственной организации территории центра и его связь с различными системами городского транспорта разработано несколько схем в качестве моделей организации движения в центре города.
ПЕШЕХOДНЫЕ ПРОСРАНСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Пешеходное пространство в буквальном смысле этого понятия означает место, предназначенное исключительно для движения пешеходов, для их безопасного и спокойного пребывания, где исключены любые конфликты в транспортном движении.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Основной целью проектирования пешеходных пространств является создание безопасной среды для движения пешеходов на основе правильной организации пешеходного движения, Достижение этой цели связано с осуществлением программы, включающей комплекс задач, которые охватывают изучение особенностей пешеходного движения в городском центре в различных его аспектах и возможностей создания в нем пешеходных пространств в зависимости от функции, формы и размера городского центра, существующей транспортной системы а также изучение некоторых архитектурно-художественных и эстетических вопросов.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕСТО, ФОРМУ, ВЕЛИЧИНУ И ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Совершенствование системы планирования и управления и народном хозяйстве, развитие социалистической демократии и активизация роли общественного обслуживания определяют развитие социальных функций общественных центров и обусловливают градостроительные требования при их создании.
ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА И ТРАНСПОРТНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Различные возможные решения, принимаемые при разделении пешеходного и транспортного движения, являющегося основным необходимым условием создания пешеходных пространств и всей, системы пешеходного движения в городе и его центре, связаны с решением ряда новых проблем.
ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Форма пешеходного пространства зависит от размещения, формы и композиции городского центра. При этом основными определяющими элементами пешеходных передвижений являются природные особенности, характер рельефа и различные объекты тяготения.
ЕДИНИЧНОЕ ПЕШЕХОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Тротуар - это традиционное, универсальное пространство, предназначенное для пешеходного движения, основной функцией которого является отделение пешеходов or движущегося транспорта. Его развитие зависит от транспортного движения.

СИСТЕМЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Мировая градостроительная теория и практика в области проектирования и организации пешеходных пространств показывает, что правильное решение этого важного вопроса может быть осуществлено на научной основе с учетом градостроительных особенностей города и его центра.
ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Развитие пешеходной системы в центре современного города непосредственно связано со способами и возможностями развития его пространственной композиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эпоху автомобилизации, непрерывного роста потребностей отдельных горожан и требований общества в целом центр города оказывается недостаточно изученной, сложной градостроительной категорией.