ПЕРЕВОРОТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

В 1936 году, учредив первое министерство по организации досуга, Лео Лагранж вызвал множество насмешек. Это объяснялось попросту тем, что его решение оказалось преждевременным, а любое забегание вперед, по странному рефлексу консерватизма, вызывает насмешки.



Первое министерство по организации досуга было тем более преждевременным, что рабочие массы в условиях безработицы того времени вовсе не стремились к свободному от работы времени.

В предвоенные годы мы были свидетелями первых опытов организации досуга, однако только после войны поняли прелесть привалов в случайных местах при свете костра, длительных поездок на велосипедах или пеших походов, отдых на безлюдных пляжах. Проблема досуга вновь возникла лишь после тяжелых лет, когда все мысли были направлены на расширение производства и восстановление разрушенного. Она приобрела особую остроту в связи с тем, что столкнулась с массовыми еженедельными и сезонными перемещениями людей.

Эти массовые поездки неизбежно привели к тому, что вместо туристов-одиночек появились организованные туристские группы, выросли палаточные лагеря. Сейчас наблюдается тенденция превращения таких лагерей в «клубы отпускников»; в недалеком будущем они превратятся в настоящие города отдыха.

Лишенный в силу обстоятельств преимуществ путешественника-одиночки, отпускник вынужден теперь заранее намечать маршруты и пристанище. В ту пору, когда досуг казался отдаленной перспективой, отдых в одиночестве не представлял трудностей. Сейчас, когда он стал общедоступным, возникла необходимость управлять потоком отпускников, одновременно отправляющихся в одном и том же направлении, стремящихся остановиться в одних и тех же гостиницах, загорать на одних и тех же пляжах и т. д. В наши дни создание министерств по организации досуга уже не было бы преждевременным и соответствовало бы существующим и неизменно растущим потребностям.

Сейчас, например, в Швеции ежегодно строится 250 ООО домов, где люди живут во время отпуска. Как полагают, в 1975 году во Франции строительство жилищ, предназначенных на время отпуска, составит 20% всего объема нового строительства.

Культ зеленых насаждений

Зеленые насаждения превратились в одну из первоочередных потребностей горожан; можно даже говорить о культе зеленых насаждений. Опрос 3000 жителей одного из районов Парижского округа, проведенный в мае 1963 года, выявил, что парижане прежде всего стремятся к созданию зеленых насаждений. Более того, опрошенных волновало, как удобнее добраться до зеленых массивов, ничуть не меньше, если не больше, чем вопрос о предоставлении удобных квартир.

И это не случайно. Зеленые насаждения и транспорт находятся в тесной взаимосвязи. Благодаря автомобилю природа, зеленые просторы стали более доступными горожанам; автомобиль позволяет рассредоточить город. Культ зеленых насаждений — явление новое; в будущем проблема «жилье — место работы» превратится в проблему «жилье — место работы — место отдыха».

В качестве подтверждения сошлемся на следующий факт: прежде дачные поселки располагались на расстоянии 25—30 километров от Парижа, а с увеличением продолжительности отпусков они стали строиться на расстоянии, иногда даже превышающем 100 километров. Нет, пожалуй, более убедительного примера влияния двух факторов — продолжительности отпуска и массового распространения автомашин — на рассредоточение городов. Со временем, по мере уменьшения продолжительности рабочего времени 15 000—20 000 ежегодно строящихся ныне дач превратятся в основное место проживания горожан. •

Это отлично поняли предприниматели, прежде отрицательно- относившиеся к зеленым насаждениям и считавшие их делом невыгодным. Они убедились, что и зеленые насаждения могут стать источником дохода. Появилась новая мода на роскошные квартиры в многоквартирных домах, расположенных примерно в 25 километрах от Парижа среди зеленых насаждений, с теннисными кортами, плавательными бассейнами и т. п. Городской комфорт здесь совмещен с преимуществами жизни за городом. Используя возросшую тягу к зелени, ловкие предприниматели нередко рекламируют озелененные участки в непосредственной близости от автомагистралей, достоинства которых весьма сомнительны. В своем стремлении расположиться поближе к автомагистрали горожане подчас забывают о том, что понадобится по крайне мере лет двадцать, прежде чем предназначенные для озеленения участки, приобретенные, как правило, заочно, превратятся в тенистые парки.

Озелененные участки, предназначенные для жилищного строительства, заставляют нас вспомнить о зеленых насаждениях, предназначенных для проведения досуга. Городские скверы и парки старых городов были, по существу, малодоступными, а мы стремимся к общедоступным озелененным территориям, рассчитанным на организацию различных активных, в том числе спортивных, мероприятий, туристических лагерей, прогулок и т. п. Сейчас в Парижском округе предусмотрено создание парков отдыха с небольшими дачными домиками, теннисными кортами, плавательными бассейнами, участками для верховой езды, водоемами, куда доступ автомашин запрещен.

Такой опытный парк отдыха в Дравейе, близ Жювизи, создал Андрэ Гомис; на территории парка площадью 50 гектаров сооружено 13 прудов. Он рассчитан на 2000 одновременных посетителей. Всего в Парижском округе требуется создать не менее 1500 таких парков.

Возврат к кочевому образу жизни

Совершенно удивительным и новым является переход от культуры организации труда (характерным примером которой служит эпоха промышленной революции XIX века) к культуре организации досуга (в XXI веке).

Сейчас французы на связанные с досугом мероприятия тратят 18% личных сбережений. Обслуживание, связанное с досугом, привело к развитию новых секторов народного хозяйства (гостиничное хозяйство, оборудование пляжей, благоустройство сельских местностей) и в какой-то мере способствовало преодолению экономического кризиса 1936 года.

Расширение тематики телевизионных передач наполнило семейную жизнь новым содержанием, умножило маршруты путешествий. Благодаря им, по словам Жоржа Урдэна, «сложился новый тип человека, человека спортивного, увлекающегося физическим трудом, проводящего время у телевизора и умеющего организовать свой отпуск».

Мы уже говорили, что «культура организации досуга», к которой мы приближаемся, является следствием сокращения рабочего времени . Однако сейчас досуг стал достоянием всего 400—500 миллионов человек, в то время как около 2 миллиардов человек не имеют возможности по-настоящему им пользоваться, поскольку они не обеспечены даже работой.

Массовые, коллективные переселения отпускников, палаточные городки, традиционные «пикники» американцев, огромные еженедельные скопления людей в местах, где проводят «уикэнд» англичане, — все это свидетельствует о том, что мы внезапно перескочили из эры прочно сложившегося оседлого образа жизни к эре кочевого образа жизни. Основным фактором возврата к кочевому образу жизни послужил автомобиль, этот замкнутый и подвижной кров, где человек чувствует себя как дома. Невольно возникает вопрос: не следует ли рассматривать это чуть ли не стадное чувство, влекущее к бегству из городов на время отпуска, как стимул к воскрешению духа «коллективных игр»?

В поисках новых путей градостроительства

Следовательно, в будущем градостроители и архитекторы должны учитывать коллективный характер использования отпускного времени. Сейчас строятся туристические городки временного типа. С повышением жизненного уровня они вернутся к своему первоначальному, чисто спортивному назначению, зато увеличится количество поселков для отпускников, в которых будет предусмотрено все для беззаботной жизни отдыхающих. Разумеется, будет пересмотрена и устаревшая система случайного ночлега и питания.

Новая система получит невиданный размах. В Пуэрто-Рико, например, запланировано строительство 10 000 гостиничных номеров. Американские туристы уже имеют возможность останавливаться в 40 гостиницах, построенных Хилтоном во всех частях света; всюду, будь то в Лондоне, Афинах или Тегеране, их обеспечивают питанием одинакового качества; всюду номера оснащены системой кондиционирования воздуха.

В Европе получает распространение новый тип гостиниц, чрезвычайно популярный в США,— так называемый мотель. Термином «мотель», составленным из двух слов — моторизация и отель,— принято обозначать своего рода переход от прежних гостиничных карет к широкому развитию автотуризма.

Несмотря на то что во Франции нужда в гостиницах, туристических лагерях и клубах отпускников становится все более насущной, несмотря на разговоры о постройке целых городов отдыха, способных удовлетворить наплыв отпускников, индустрия туризма бьет тревогу: туризм во Франции на краю гибели. Основная причина — почти полное отсутствие современных гостиниц

Франция перестала быть великой страной туризма

Возможно, из-за отсутствия того самого министерства по организации досуга, которое в 1936 году было явно преждевременным, а сейчас крайне необходимо, возможно, по ряду других причин, но решение вопросов, связаных с отпусками, было пущено на самотек. С известным запозданием власти убедились, что массовые сезонные переселения нуждаются не только в соответствующих постройках, но и в комплексном решении вопросов отдыха средствами градостроительства, связанного с полным пересмотром планировочной организации и благоустройства всей территории Франции.

Иностранные туристы обеспечивают Испанию и Грецию средствами к существованию; они спасли южные районы Италии от разорения. То, что туризм процветает в Испании, объясняется не только более низкими по сравнению с Францией ценами, но и тем, что в распоряжение туристов предоставляется 30 ООО номеров в современных гостиницах, построенных на Балеарских островах и на побережье Средиземного моря, в Коста-Брава. Франция же за пять лет построила всего 20 ООО гостиничных номеров. По мнению Жака Дюамеля (главного докладчика по вопросам бюджетных ассигнований на туризм), только при условии постройки 100 000 новых гостиничных номеров смогут быть обеспечены необходимые удобства для туристов-иностранцев. Надо помнить, что если французы легко мирятся с недостаточным комфортом в гостиницах, был бы хороший стол, то, например, англосаксы и немцы требуют в первую очередь комфорта.

Отмеченные недостатки относятся не только к гостиничному обслуживанию; они касаются и. туристических лагерей. В 1960 году во Франции имелось 3446 участков, отведенных под лагеря,, которые были рассчитаны на миллион туристов. Сейчас, несмотря на то что число туристов возросло до 7 миллионов, количество участков почти не увеличилось. Кроме того, в туристических лагерях не обеспечены охрана и санитарно-гигиенические условия, к которым привыкли туристы-иностранцы.

Снижение числа туристов, посещающих Францию, обеспокоило власти, и они решили разработать проекты планировки и благоустройства районов, привлекающих туристов. В 1960 году было принято решение о создании Национальных парков и заповедников в целях охраны как природного ландшафта, так и диких животных.

Французское понятие «Национальный парк» отличается от американского. Во французских Национальных парках предусматриваются три зоны: во-первых, зона собственно парка, открытого для свободного доступа при соблюдении определенных правил; во-вторых, заповедная зона, предназначенная для защиты флоры и фауны от нашествия туристов, и в третьих, периферийные зоны, где размещаются здания и сооружения, обслуживающие туристов. По этому принципу был создан Национальный парк Вануаз-ан-Тарантез в Савойе площадью 70 000 гектаров, являющийся прямым продолжением существующего с 1925 года итальянского парка «Гранд-парадиз». Кроме того, Национальные парки созданы на острове Пор-Кро, в горном массиве Мер- кантур, в высокогорных долинах Везюби, на горе Эгуал и в окружающих ее долинах. Градостроители и архитекторы привлечены к разработке организации туризма в двух крупных районах: на побережье Лангедока— Руссильона и в зоне Жиронда — Ланды.

Предприятиями досуга и отдыха заинтересовался частный капитал

Некоторые финансисты убедились, что и из досуга можно извлечь прибыль. Организация досуга и отдыха превращается в новую, процветающую отрасль индустрии. Видимо, поэтому крупный судовладелец Ниаркос продал часть принадлежащего ему флота, чтобы вложить вырученные средства в «индустрию досуга», а Карим Ага Хан намерен эксплуатировать туризм на острове Сардиния (где он намечает строительство в течение 10 лет 9000 зданий и сооружений, в том числе гостиниц, ресторанов, магазинов и т. п.).

Согласно последним статистическим данным, 80% отпускников стремятся провести отпуск в организованном порядке. Этим объясняется успешная работа клубов туристов и отпускников. Система оплаты за пребывание в местах отдыха по заранее установленной цене пользуется огромным успехом, во-первых, потому, что оно, как правило, обходится дешевле, чем отдых «дикарем», а во-вторых, потому, что отпускник освобожден от всяких забот. Он жаждет, чтобы им руководили, чтобы за ним ухаживали и давали советы. Не удивительно, что он все чаще стремится провести свой отпуск там, где ему не угрожает скука, где он сможет найти друзей и весело провести время.

Туристический лагерь Батлин (Англия) уже давно завоевал популярность тем, что был основан на принципе городка для отпускников, где каждый обязан быть всем довольным и где по приезде отдыхающие в гардеробе сдают свой плащ, ключи от квартиры и бумажник с деньгами.

Появилась новая профессия — «инструктор для отпускников». Нечто похожее существовало у детей (вожатый). Но инструкторы для взрослых должны обладать более разнообразными способностями. Некоторые клубы отпускников для привлечения новых членов делают ставку на культурные мероприятия и организуют лекции по искусству и литературе. Такая просветительная форма организации досуга, по-видимому, будет пользоваться успехом. Во всяком случае, в силу обстоятельств отпуска и в дальнейшем будут проводиться в организованном порядке. К счастью, это отвечает пожеланиям большинства отдыхающих.

Туристические лагеря не избежали происходящей перестройки; автотуристам также придется приспосабливаться к условиям пребывания в кемпингах. В плане развития французской экономики предусмотрены планировка и благоустройство 500 участков, предназначенных для кемпингов, создание 70 поселков для отпускников и 400 домов отдыха в сельских местностях.

В 1963 году при Комитете по делам спорта была создана комиссия по отдыху на свежем воздухе, которую возглавил известный путешественник Поль-Эмиль Виктор. В ее задачу входило исследование вопросов охраны и благоустройства территорий. Была высказана серьезная озабоченность «опасностью, угрожающей общенародному достоянию — лесам, горам, морским побережьям, рекам и озерам, которым может быть нанесен непоправимый ущерб: в них могут быть проведены работы без учета- общих планов, рассчитанных на удовлетворение основных запросов человека».

Все больший захват сельских территорий крупными городами, увеличение количества дач, грозящее созданием новых пригородных зон, дробление территорий на морских побережьях настоятельно требуют «наведения порядка в предоставлении времени и места для массовых спортивных мероприятий на свежем воздухе».

В связи с ростом населения и увеличением досуга все эти меры могут быть осуществлены методами, к сожалению, довольно резко отличающимися от тех, которые отвечали бы чаяниям большинства.

Ведь именно «законы больших чисел» не позволяют предоставить каждому горожанину индивидуальный дом с участком; в будущем они же лишат возможности предоставить отдельный домик каждому отпускнику. Вскоре места отдыха уже не смогут оставаться в частном владении; они превратятся в места временного пребывания, отвечающего ограниченному времени предоставляемых отпусков. Поэтому требуется найти такие коллективные формы для организации мест отдыха, которые позволили бы ими воспользоваться каждому отпускнику, а не только представителям привилегированных слоев общества.

Проблема отдыха должна решаться в трех аспектах. Во-первых, ежедневный досуг непосредственно в самих городах могут обеспечить многочисленные парки и скверы, спортивные площадки, дома молодежи. Во-вторых, для организации еженедельного досуга в свободные от работы дни должны быть предусмотрены места отдыха в непосредственной близости от городов. Этой цели служат пригородные парки и т. п. В качестве примера можно привести застроенный по проекту Анри Потье залив Сены поблизости от Фонтенбло, где предусмотрены ресторан, дачные многоквартирные, сблокированные и индивидуальные дома на 250 квартир. Это отвечает духу предложений Комиссии по отдыху на свежем воздухе, гласящих: «Более целесообразным в условиях индустриализованного общества кажется расходование нескольких сот миллионов франков на оборудование залива на Сомме или на создание парков в районе Лилля — Рубе— Туркуэна, чем затрата нескольких десятков миллионов франков на благоустройство чудесных мест на Средиземном побережье, рассчитанных на посещение один раз в год». Бесспорно, «ежегодные поездки в отпуск» не были бы столь затруднительны, если бы районные базы еженедельного отдыха были оборудованы надлежащим образом.

Не станут ли дома для отпускников подобием многоквартирных домов с дешевыми квартирами!

Третий аспект решения проблемы отдыха предусматривает организацию мест пребывания людей во время ежегодного отпуска. В настоящее время, учитывая численность населения Франции, для этого необходимо отвести и благоустроить территорию, составляющую 6% всей территории страны. В ближайшие 20 лет потребуется оборудовать 2000—3000 мест отдыха, рассчитанных на 10 000 отпускников каждое. Прокладка дорог, идущих вдоль побережья и отрезающих населенные места от пляжей, явная ошибка дорожного ведомства, исключающая возможность развития зон отдыха в глубину. В будущем следует избегать подобных просчетов, пагубных как для людей, так и для ландшафта. Лазурный берег, как, впрочем, и побережье Бретани, если не принять должных мер, осужден превратиться в захолустный пригород.

Следует также иметь в виду, что здания и сооружения, предназначенные для отпускников, будут тем рентабельнее, чем дольше они могут быть использованы местным населением во внесезонное время; это касается, например, плавательных бассейнов, культурных учреждений и т. п. Весьма полезно обеспечить провинции спортивными и культурными сооружениями.

Комиссия по организации отдыха на свежем воздухе рассматривает возможность организации «школ искателей приключений», предназначенных для подготовки инструкторов для отпускников и спортивных инструкторов. Несомненно, это мероприятие заинтересует молодежь.

Сейчас во Франции занимаются лыжным спортом всего 400 000 человек, однако их число увеличивается с каждым годом на 20%. Таким образом, зимой лыжный спорт у отпускников может занять такое же ведущее место, какое летом занимает парусный спорт. Парусные яхты и лыжи до последнего времени были привилегией состоятельных классов. Но уже скоро они займут место среди общедоступных видов спорта. Сейчас можно говорить о «борьбе за снег».

Финансисты проявляют живой интерес к проблемам досуга — это явный признак начинающейся «культуры досуга». Конкуренция, связанная с организацией летнего отпускного периода, уже достигла крайнего напряжения. В будущем она распространится и на зимние отпуска. Рассчитывают, что в 1968 году число лыжников дойдет до миллиона.

Этим можно объяснить, что сейчас предпринято широкое изучение вопросов, связанных с размещением, направлением и рассредоточением отпускников. Парусный спорт и лыжи станут общедоступными и потребуют оборудования новых пристаней для яхт и строительства достаточно экономичных баз зимнего спорта.

Оборудование зимних баз в горах связано с большими затратами: нужно обеспечить очистку дорог от снега, построить механические подъемники, залить катки, обозначить трассы скоростного спуска на лыжах. Обеспечение жилищем ставит, кроме того, серьезные градостроительные и архитектурные проблемы, поскольку достаточно экономичные решения могут быть достигнуты лишь при строительстве домов, рассчитанных на большое число проживающих. Однако такие многонаселенные дома (если они решены по образу и подобию многоквартирных городских комплексов) не способны создать ту «смену образа жизни», к которой стремятся все отпускники.

Архитектура и градостроительные решения будущих баз зимнего спорта должны вызывать чувство неожиданности и полной перемены привычного уклада жизни. Следует избегать опасного подражательства местному фольклору в той же степени, как и упрощенчества, присущего крупным городским жилым комплексам. В основу архитектуры и градостроительства этих баз желательно положить «настроение и чувства отпускника», найти новые и вместе с тем экономичные решения. Такие проекты уже имеются, однако до сих пор они отпугивали предпринимателей. Пожалуй, архитектурные решения, с которыми могли бы согласиться предприниматели и в которых были бы проявлены и смелость и выдумка, стоит позаимствовать у архитектуры дачных домиков — здесь горожанин легче соглашается на необычные формы и на использование новых материалов, от которых он отказался бы в своем постоянном жилище. Архитектура в местах отдыха отпускников — самый подходящий объект для опытов и экспериментов. Нам кажется, что наибольшим спросом будут пользоваться такие городки для отпускников, где не будет зданий, напоминающих городские многоквартирные дома с дешевыми квартирами (к сожалению, мы уверены, что они все-таки получат широкое распространение), и такие, в которых планировка, архитектура и вся организация жизни решены с учетом нового фактора — общедоступного и коллективного отдыха отпускников.

Лихорадочная погоня... за снегом

Из всех стран Западной Европы только во Франции сохранились неиспользованные районы со снежным покровом, где могут быть созданы базы зимнего спорта. Аналогичные районы в Швейцарии и Австрии давно оборудованы и эксплуатируются. Что же касается Италии и Германии, то их возможности крайне ограничены. Неосвоенные территории во Франции привлекают к себе внимание финансистов, надеющихся извлечь из них прибыль.

Их тактика весьма однообразна: сначала они по низким ценам приобретают земельный участок в горах площадью 150— 500 гектаров, непригодный для сельского хозяйства; вслед за этим строят канатную дорогу, которая, несомненно, привлечет к себе лыжников. И вот тут-то они либо распродают землю со значительной выгодой (мелкими участками), либо оборудуют ее сами и эксплуатируют созданную базу. В первом случае, по имеющимся данным, прибыль не превышает 6%, в то время как во втором при перепродаже земельного участка после 5 лет эксплуатации прибыль может раз в семь превышать себестоимость проведенных работ.

Этот весьма солидный источник доходов для крупного капитала вызвал если не знаменитую «золотую лихорадку» XIX века, то, во всяком случае, сильный ажиотаж вокруг снежных участков. Еще до упомянутого выше Ниаркоса экс-чемпион по велосипедному спорту Луизон Бобе и лыжник Жан Вюарне поняли, что они могут «торговать» досугом, и организовали в Альпах базу зимнего спорта Сюпер-Морзин. Однако они не смогли сопротивляться крупному капиталу, и сейчас Сюпер-Морзин перешла во владение финансовой группы Веспа. Во Флене Объединенный парижский банк финансирует создание базы на 5200 мест; первая очередь, рассчитанная на 500 мест, должна быть завершена в 1967 году. Эдмон Ротшильд расширяет созданную им базу на горе Монт-д’Арбуа; аналогичные работы проводит Эли Ротшильд в Шамони. Намечают даже строительство гостиниц у начала туннеля, пробитого в Монблане. Ссудный банк, один из самых крупных застройщиков в области общедоступного жилья, строит лыжную базу в Бельвиле.

Долина Бельвиль, расположенная неподалеку от долин Ме- рибель и Куршевель, представляет собой пригодную для лыжного спорта территорию площадью до 80 квадратных километров. Она находится на высоте 1700 метров над уровнем моря, что позволяет проложить лыжные трассы любого вида. Долина Бельвиль — идеальное место для устройства общедоступной лыжной базы. Сейчас намечается постройка такой базы, рассчитанной на обслуживание в зимнее время до 25000 человек. База будет состоять из трех «деревень», что позволит избежать скопления людей. Разработка проекта базы и ее строительство поручены группе архитекторов в составе Коттара, Дуйе, Каплэна, Гёделена и де-Вилье

В первой из «деревень», Ле-Менюир, строительство которой предполагают закончить в 1970 году, предусмотрено сооружение ряда протяженных низких зданий, расположенных таким образом, чтобы не мешать обзору из других домов. У подъездных дорог, ведущих к отдельным зданиям, намереваются устроить подземные автомобильные стоянки. Лыжники, не снимая лыж, смогут подходить прямо к двери своих квартир, пользуясь специальными террасами и дорожками. Для обслуживания отпускников предусмотрен торговый центр, в составе которого запроектированы бары, рестораны, кафе; кроме того, будут построены школы, детские сады, поликлиника, три катка, крытый плавательный бассейн, больница.

На разработку проекта планировки и благоустройства долины Бельвиль в 1962 году был объявлен конкурс, в котором принял участие архитектор Кандилис .

Премированный проект предусматривал устройство подземных стоянок, защищающих автомашины от снежных заносов. Кандилис предпочел вовсе отказаться от въезда в базу на автомашинах и запроектировал монорельсовую подвесную дорогу, способную обслужить всю территорию долины. На каждой станции монорельсовой дороги он предусмотрел пандусы, эскалаторы и подъемники, позволяющие лыжникам сразу попадать в свои квартиры.

Превысит ли в 1970 году число прогулочных и спортивных судов миллион!

В настоящее время насчитывают 250 ООО лиц, занимающихся парусным спортом. Как полагают, в 1970 году их число превысит миллион. Это связано с сооружением новых пристаней, рассчитанных на стоянку парусных яхт. Потребуется также организовать школы, которые обучали бы людей этому виду спорта, требующему смелости, ловкости и сноровки.

Школа парусного спорта на архипелаге Гленан в Бретани уже занимается подготовкой спортсменов. Архитектор Андрэ Гомис создал там комплекс, построенный на сопоставлении крупных объемов и просторных незастроенных пространств. Материалы на постройку жилых домов для инструкторов, эллингов для яхт, общежитий для учащихся и столовых были перевезены на судах, а лес доставлен плотами. На Гленане создается, если можно так выразиться, передовой отряд туризма на воде.

Андрэ Гомис построил в Гиделе, напротив острова Груз, другой комплекс, на сей раз рассчитанный на отдых семьями, точнее, на отдых семей с детьми. Этот комплекс может послужить хорошим образцом организации дешевого отдыха семейных отпускников. Семьи обычно живут в небольших дачных домиках. В большом центральном здании расположена столовая, в которой питаются все отдыхающие. Там же находятся детские комнаты с персоналом, позволяющие родителям уходить в длительные походы. Предусмотрены также помещения для различных игр; молодежь обеспечена штатом инструкторов.

Опыт показал, что многие отпускники, оторванные от привычных занятий, не умеют организовать свой досуг и вскоре начинают скучать. Совершенно ясно, что ими нужно руководить. Человеку будущего надо будет не только привыкать к новой архитектуре, но и уметь развлекаться, веселиться, менять занятия. Мы все больше превращаемся в пассивных зрителей. Этому состоянию, несомненно, способствуют кино и телевидение. Мы обычно удобно усаживаемся и предоставляем действовать «специалистам». Следовательно, надо, чтобы такого рода специалисты научили отпускников активному отдыху.

Описание только общедоступных поселков отдыха не охватывает вопроса в целом. Строятся ведь и поселки, рассчитанные на досуг состоятельных людей; к их числу принадлежит наиболее известный Кастелларас-ле-Нёф. Как мы уже упоминали, Жак Куэлль построил там дома, по своему виду напоминающие пещеры; двери, настилка каменных полов и декоративная обработка стен выполнялись по рисункам современных художников. Стоимость такого дома, включая живописные и скульптурные произведения крупных художников, которые его украшают, более ста миллионов старых франков.

Подобные поселки, рассчитанные на досуг богачей, организуются, как правило, по принципу клубов. Озелененная территория находится в общем владении; ее делят на участки, на которых строят индивидуальные дома. Владелец дома является совладельцем всей территории и общепоселковых зданий и сооружений, теннисных кортов, участков, оборудованных для игры в гольф, магазинов и т. п. Этим объясняется высокая стоимость домов.

Примером расположения таких поселков могут служить планировка и благоустройство территории мыса Камара, выполненные по проекту архитекторов Арреча, Ренодика, Рибуле и др. Сейчас там осуществляется строительство пяти поселков, размещенных на наиболее укромных участках без ущерба для деревьев парка.

Широко задуманный проект планировки и благоустройства приморской зоны Лангедок — Руссильон

Корсика и Сардиния превращаются в острова, предоставленные отдыхающим. Два поселка на Корсике строит архитектор Мишель Экошар; архитекторы Мишель и Николь Отеман на территории площадью 700 гектаров возводят 1300 жилых домов, мотель, здания культурных и общественных предприятий, оборудуют пристани для яхт. Там же, на Корсике, архитектор Пьер Пучинелли совместно с художниками группы «Яйцо» (groupe de l’ceuf) строит базу парусного спорта с гостиницами, а также поселок для отпускников. Дома в поселке стоят от 5 до 20 мил лионов старых франков 2.

Любопытно, что количество баз парусного спорта весьма велико. Не потребуют ли в будущем пристани для яхт столько же места, сколько стоянки для автомашин? Во всяком случае, с ними сопряжены очень крупные по объему работы, в частности в приморской зоне Лангедок—Руссильон, предназначенной для того, чтобы разгрузить Лазурный берег. Беспорядочная застройка Лазурного берега превратила один из красивейших уголков земного шара в своего рода пригород Парижа. Застройка нового Лазурного берега будет подчинена смелому планировочному замыслу, разработка которого поручена высококвалифицированной группе архитекторов (в ее состав входят Кандилис, Бал- ладюр, Ле-Кутёр и Лодс, неоднократно доказавшие свои способности). Это широкое по размаху мероприятие намечено осуществить за три пятилетних срока; основные землеустроительные, планировочные, берегоукрепительные и дорожные работы будут выполняться силами и средствами государства.

Работы по планировке и благоустройству зоны Лангедок — Руссильон являются случаем исключительным. С ними даже несколько запоздали, поскольку многие раздробленные на мелкие участки районы портят всю зону. Это побережье обладает редкими достоинствами; протяженность солнечных пляжей составяет 135 километров (а на Лазурном берегу — всего 50 километров). Первоочередной задачей архитекторов является приведение в порядок лагун, устройство водопровода, лесонасаждений и обеспечение всей зоны современными видами транспорта. Вопреки прочно укоренившейся традиции дороги не будут отрезать курорты от пляжей; вся дорожная сеть, обслуживающая будущие курорты, пройдет позади. В каждом курортном населенном пункте автомобильное движение будет сведено к минимуму, а стоянки для автомашин либо спустят под землю, либо отделят от жилья зеленой защитной полосой.



Авторы проекта предусмотрели на побережье протяженностью 180 километров 7 курортных комплексов, каждый из которых рассчитан в среднем на 120 000 отдыхающих. Архитекторы предложили оригинальные решения жилья: Балладюр разработал жилые дома пирамидальной формы, Кандилис — дома с внутренними двориками; Ле-Кутёр предложил трансформирующиеся (расширяемые) жилые ячейки, соответствующие масшта бу сельских зданий.

В отличие от размеренного образа жизни на курортах наших отцов в будущем отдых должен быть активным. Поэтому проект планировки зоны Лангедок — Руссильон предусматривает использование территорий за пляжами, озерами и каналами. С тем чтобы всячески разнообразить условия отдыха, намечено строительство свайных поселков на воде, летних домиков на столбах, устройство на существующих водоемах искусственных островов, оборудование кемпингов для автотуристов и т. п.

В связи с обилием водоемов отдыхающие будут заниматься преимущественно парусным и другими видами водного спорта.

Государство в интересах отдыхающих отчуждает земельные участки

В этой весьма слабо используемой для морского судоходства приморской зоне может быть организовано судоходство по внутренним пресноводным водоемам с выходом в море. Этому способствует пересекающий территорию зоны Южный канал. Намечено расширение существующих морских портов и строительство нового порта на мысе Агд. В Сете предполагают создать искусственную бухту для стоянки парусных судов. Вокруг бухты и озера Луна будет построен новый курортный город, рассчитанный на 55 000 человек. Для защиты туристов от ветров будут созданы искусственные дюны.

На противоположных концах этой прибрежной зоны уже приступили к застройке двух курортов: Баркареса и Ла-Гранд- Мотта, где будет построен новый порт для стоянки 1000 прогулочных судов.

Большое внимание авторы проекта уделяют вопросу разделения пешеходного и автомобильного движения. Всем ясно, что автомобиль портит красоту ландшафта и нарушает драгоценную тишину. Однако современный человек так привязан к своему автомобилю, что в мифологии будущего ему, вероятно, отведут роль механизированного кентавра. На отдых обычно привозят столько дополнительных предметов, что к морю стремятся подъехать прямо в автомобиле.

Для того чтобы пути пешеходов и автомобилей не пересекались, Кандилис запроектировал в Баркаресе своего рода «пристани» для автомобилей — конечные остановки в жилых районах, имеющие целью предотвратить движение транспорта по всей территории города.

Марселю Лодсу было поручено разработать проект планировки и благоустройства глубинных частей зоны; перед ним была поставлена задача размещения туристических баз, определения объектов строительства и выявления подлежащих охране заповедных районов.

Первоочередным мероприятием, связанным с планировкой и благоустройством зоны Лангедок — Руссильон, было отчуждение большого числа земельных участков. Отчуждение земельных участков для нужд отдыхающих — это ли не явный признак того, что положено начало эпохе досуга!