ГРАДОСТРОИТЕЛИ ШТУРМУЮТ ПРОСТРАНСТВО

Первый небоскреб в районе площади Обороны в Париже высотой 90 метров, занимаемый концерном «Динамит», вступил в строй в 1966 году. В 1967 году была завершена застройка предмостной площади со стороны Пюто по проекту архитектора де Майи; здесь разместились студии «Радио-Люксембург». В 1969 году заканчивается строительство 5—10-этажных жилых домов, образующих просторный внутренний двор размером 50X60 метров и названный «Малым Пале Роялем». Весь комплекс градостроительных мероприятий в районе площади Обороны намечено завершить в 1972 году.

В этом кольце бульваров и скверов работает около сорока тысяч служащих. Для их автомобилей предусмотрены подземные стоянки на 20 ООО мест в непосредственной близости от места работы; последнее в свою очередь может быть неподалеку от жилища. На бульварах и скверах общей площадью 30 гектаров создаются водоемы (впервые со времен Наполеона III).

Следует отметить, что ни 15-тысячное население жилого комплекса, ни служащие контор, учреждений и торговых предприятий (общая площадь которых составляет 850 000 квадратных метров), ни рабочие 300 мелких предприятий совершенно не будут видеть и слышать автомобилей, дышать вредными выхлопными газами. В этом новом городе полностью устранены всякие шумы, предусмотрено только пешеходное движение.

Его композиция определена двадцатью 25-этажными башенными конторскими зданиями.

Акцентом должна служить вертикаль небоскреба, располагаемого напротив здания Национального центра промышленности и техники. По высоте (250 метров) он будет перекликаться с Эйфелевой башней (300 метров) и с небоскребом на месте вокзала Монпарнас (185 метров) . Новый крытый велодром на острове Пюто, рассчитанный на 10 000 человек, для населения этого города явится таким же центром общественной жизни, как и Культурный центр в Нантере, построенный по проекту Ле Корбюзье, в состав которого входят Музей XX века, новое Высшее архитектурное училище, консерватория и Институт прикладного искусства.

Каким же образом удастся избавить этот новый город, расположенный между площадью Звезды и Сен-Жермен-ан-Лай, от «вредоносного микроба» современных городов — автомобиля? Разве прокладывается обходная транспортная магистраль? Ничего подобного. Основная магистраль, пропускная способность которой составляет 60 000 автомашин в сутки, останется одной из самых оживленных во Франции. Предусмотрены стоянки на 10 000 машин. И тем не менее люди машин не увидят. В городе предусмотрено несколько уровней. Скверы и бульвары будут устроены в виде висячих садов. Искусственно созданный уровень изолирует автомагистрали и стоянки для машин от жилья, места работы и пешеходов.

Движение транспорта на нескольких уровнях

Идею устройства «искусственных уровней» горячо отстаивал Марсель Лодс, один из пионеров новой архитектуры, автор первых крупных жилых комплексов, построенных еще до второй мировой войны с использованием методов полносборного строительства. Лодс ратовал за предоставление автотранспорту природного уровня земли и за возведение над ним искусственной, легкой и тонкой пред-напряженной железобетонной плиты. Засыпанный тонким слоем грунта, на котором разбиты газоны, этот «искусственный уровень» предназначается исключительно для пешеходов. Поросший травой грунт обеспечивает звукоизоляцию; шум от проходящего транспорта не проникнет в пределы собственно города; для отвода выхлопных газов предусматриваются вытяжные каналы, выведенные выше крыш. Таким образом, город, по мысли зодчих, будет двух-ярусным; один ярус предназначен для транспорта, другой — для пешеходов. Все здания, естественно, будут состоять из подземного и надземных этажей. Согласно предложенному проекту, входы в здания будут расположены на нижнем уровне (ярусе); непосредственно из машины можно будет пройти по крытому переходу к лифтам. Подобная система позволила бы положить начало искусственному улучшению климата города в целом. Более того, устройство искусственного уровня обеспечит создание крытых стоянок, которые вдвое дешевле обычных гаражей.

Именно такая система, но гораздо более развитая, была положена в основу планировки и благоустройства района площади Обороны. Разница отметок между самой площадью и мостом Нейи, составляющая 22 метра, позволила перекрыть все транспортные магистрали огромной железобетонной плитой. Под плитой образуется большое крытое пространство, в котором предусмотрено до шести уровней, обеспечивающих создание чрезвычайно дифференцированной транспортной сети.

В отличие от прошлого, когда все виды транспорта проходили по одной и той же центральной магистрали, в 1972 году дальние маршруты, начиная с моста Нейи, будут проложены в туннеле под железнодорожными путями. Движение районного транспорта, для которого под плитой предусмотрены специальные пути, получит выход на государственные автомагистрали RN13 и RN192. Пути местного сообщения полностью обслужат участки района и будут связаны со всеми подземными стоянками, расположенными в 5 или 6 уровней. Для автобусов и грузовых машин, а в случае необходимости и для такси предусмотрены боковые проезды. Нижний подземный уровень предназначен для складских помещений торговых предприятий.

Планировка и благоустройство района площади Обороны общей площадью 90 гектаров в завершенном виде будут полностью отвечать замыслам Ле Корбюзье, высказанным им еще в 1924 году: «Современный город — это скверы и бульвары у подножий небоскребов; справа — здания с отступающими и выступающими в плане частями; слева и в глубине — ступенчатые здания, в которых разместятся рестораны, кафе, магазины».

Однако авторы проекта упомянутой планировки оказались дальновиднее Ле Корбюзье, который в свое время не шел дальше расположения самой автомагистрали в открытой выемке; они же в своем решении под землю спустили не только основную автомагистраль, но и все пути автотранспорта. Под землей проложена также скоростная безостановочная линия метро, позволяющая проехать от площади Обороны до станции на площади Звезды всего за 3 минуты 40 секунд.

В противоположность провозглашенному Афинской хартией принципу разделения сфер человеческой деятельности здесь в одном комплексе соседствуют и жилье, и места работы, и торговые предприятия.

Городской центр, наименованный по знаку Зодиака

Другой искусственный уровень земли предполагают создать между площадью Обороны и центром района Курбевуа, на месте снесенной казармы Шарра. Автор проекта, Анри Потье, назвал части этого нового городского центра по знаку Зодиака. В состав комплекса, завершение которого намечено на 1968 год, входят два вплотную поставленных башенных дома разной высоты, названных «Рыбами». Одна из башен высотой 125 метров какое-то- время, очевидно, будет самым высоким жилым зданием в Парижском округе. В ней разместят 285 квартир, а верхние этажи общей площадью 8000 квадратных метров отводят под конторские помещения.

Большое протяженное 23-этажное здание на 419 квартир, получившее название «Близнецы», будет композиционно уравновешивать башни. Композицию комплекса завершают два жилых здания с дешевыми квартирами, одно — криволинейное в плане, «Водолей», другое, под которым проходит одна из улиц района, «Козерог». Весь комплекс в целом решен в четырех уровнях. Первый уровень отвечает отметке пола нижнего подвального этажа, в котором предусмотрено 10 000 квадратных метров складских помещений для торговых предприятий, расположенных на втором уровне. На этом уровне, соответствующем отметке природной земной поверхности, предусмотрены пешеходные дорожки, подводящие к 30 небольшим магазинам. Для грузового- транспорта, обслуживающего эти магазины и крытый рынок, предназначены специальные проезды. Внутреннему открытому озелененному дворику длиной 70 метров будет отведена роль «легких» всего комплекса. Третий уровень запланирован под стоянки на 2000 автомашин. И наконец, последний, четвертый уровень, представляющий собой искусственную поверхность, будет служить своеобразным форумом со скверами и проточными водоемами. Здесь разместятся детские ясли и несколько мастерских скульпторов.


В Париже, на берегу Сены, напротив холма Пасси, будет создан еще один искусственный уровень . Авторы проекта, Раймон Лопез и Анри Потье, обосновывая свои предложения, исходили из следующих соображений:

«В настоящее время территория Парижа не в состоянии обеспечить одновременно движение и стоянку транспорта, свободное передвижение пешеходов, разбивку зеленых насаждений, жилищное строительство и все то, что ему сопутствует.

Если исходить из того, что семье из 2—3 человек требуется квартира общей площадью 63 квадратных метрах, а кроме того, ей нужно 15—40 квадратных метров площади по месту работы и около 30 квадратных метров для устройства гаража, становится совершенно очевидным, что для всего этого необходима территория, втрое превышающая ту, которой мы располагаем. Поэтому сама собой напрашивается мысль о создании искусственных уровней».

В своем проекте первоочередной застройки набережных Сены Лопез и Потье отводят природный уровень земли под автотранспорт, стоянки машин и подъезды к служебным помещениям жилых зданий и торговых предприятий. Первый искусственный уровень на отметке +3 метра предназначен для паркинга автотуристов. Искусственный уровень на высоте 6 метров свяжет между собой входящие в застройку шестнадцать корпусов; он образует висячий сад и будет отдан в полное распоряжение пешеходов; с этого уровня можно будет попадать в торговые предприятия, на спортивные площадки, в плавательные бассейны, школы, художественные выставки, в мастерские и лаборатории, в конторские и жилые здания.

Всемерное использование возможностей

Жильцы верхних этажей 85-метровых жилых домов-башен будут избавлены от шума и отравленных газов. По плану в 1975—1980 годах этот район будет пропускать в день 45000 пешеходов, 20 000 автомашин и 1000 мотоциклов и велосипедов. За счет автономизации путей, при выделении особых дорог для пешеходов все неудобства, связанные со столь интенсивным движением, вполне возможно свести к минимуму.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что упомянутые три современных района Парижа к 1975 году уже не смогут служить примером явного прогресса по сравнению с предложениями Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье пятидесятилетней давности. Все в них еще будет подчинено прямому углу, свято сохранятся эстетические каноны прямоугольных коробок. Важнейшим нововведением будет то, что застройка уже не слагается из отдельно стоящих зданий, а образует целостные градостроительные комплексы, поскольку все входящие в их состав элементы объединяются искусственными уровнями. Нет никаких сомнений в том, что вплоть до 1975 года принцип искусственных уровней отразится на всей нашей практической деятельности. Учитывая это, группа молодых французских архитекторов: Андро, Анжер, Куртуа, Пара, Паран, Пуччинелли, Салье и Виллерваль, в 1965 году опубликовали «Манифест», в котором заявили:

«Во избежание беспредельного роста городов, вызванного характерными для настоящего времени расселением и размножением людей «почкованием», мы стремимся к концентрации городских образований, придавая им масштаб городов с очень высокой плотностью застройки; это даст возможность создать искусственный рельеф и образовать искусственный ландшафт, вполне соизмеримый с природным».