Контроллеры

Аппарат управления, предназначенный для осуществления переключений в нескольких силовых цепях, в определенной последовательности, называется контроллером. Все необходимые переключения производятся контактами, управляемыми вручную.

По конструктивному исполнению контактной системы контроллеры делятся на барабанные, кулачковые и плоские. Наиболее простыми по устройству являются барабанные, которые используются для управления небольшими двигателями с фазными роторами. Недостатком конструкции барабанного контроллера является быстрый износ контактов, поэтому такие контроллеры применяются при числе включений в час не более 240.

При более частых включениях используют кулачковые контроллеры. (Устройство кулачкового контроллера аналогично барабанному, но контактная система — контакторного типа; против каждого неподвижного контакта располагается подвижный, который пружиной прижимается к неподвижному контакту. Каждая пара контактов оснащается дугогасительным устройством. На барабане смонтированы кулачки из изоляционного материала, расположенные в определенной последовательности вокруг и вдоль барабана. При повороте барабана на определенный угол очередной кулачок, нажимая на конец подвижного контакта, отжимает его и размыкает ранее существовавшую цепь. Контроллеры таких типов применяются в электровозах, экскаваторах, кранах и т. п.

Наряду с изготовлением контроллеров для силовых цепей, заводы производят контроллеры и для цепей управления. Они называются командоконтроллерами и предназначены для осуществления переключений в нескольких цепях управления. По габаритам они значительно меньше контроллеров, так как используются в цепях с малыми коммутационными токами.

Для реверсирования забойных машин и для выключения электродвигателей в аварийных ситуациях заводы выпускают специальные малогабаритные контроллеры ВРК-20 для встройки их в корпуса электроприводов добычных комбайнов.

Контроллеры ВРК-20 выпускаются в двух исполнениях: с правым (ВРК-20П) и левым (BPK-20JI) расположением главных контактных зажимов. Их технические данные (напряжение до 660 В, номинальный ток— 160 А) и конструкция одинаковы. ;

Контроллер BPK-2041 (рис. 18.2) состоит из чугунной рамы 6, на которой смонтирован механизм включения с валиком управления 1 контактной системы главных контактов с силовыми неподвижными контактами 2, 5, подвижными мостиковыми контактами 3 и дугогасительными


При повороте валика управления 1 на 120° вправо от нулевого положения замыкаются левые главные контакты— электродвигатель вращается в одну сторону, при повороте валика нз нулевого положения влево на 1203 замыкаются правые контакты — электродвигатель вращается в другую сторону.

Блок-контакты БКК включаются в цепь управления контактора последовательно с кнопкой «Стоп». Механизм включения контроллера сконструирован таким образом, что при повороте валика управления 1 на включение вначале замыкаются силовые контакты, а затем замыкаются блок-контакты БКК, при повороте валика / в сторону выключения последовательность размыкания контактов обратная. Таким образом, при включении блок-контактов БКК в цепь управления контактором исключается замыкание и размыкание силовых контактов контроллера под нагрузкой, т. е. образование мощных искр.