http://zaborlego96.ru/ классификация различных типов ворот с калиткой.

Технические сооружения

Тоннели, мосты, магистральные развязки. подземные переходы составляют группу технических сооружений, формирующих карие города. Существуют и другие технические сооружения: телевизионные и водонапорные башни, арки, вышки и разнообразные высотные конструкции, которые определяют силуэт (облик) города или его части.

Нельзя не сказать и о специальных технических сооружениях, которые мы не будем рассматривать, но упомянуть о них, как об элементах городского ландшафта, нужно. Это технические сооружения портов, вокзалов, складских зон, а также спортивные (трамплины, гребные каналы и т.д.) и развлекательные сооружения в местах отдыха (русские, американские горки, «чертово колесо» и т.д.).

Все эти технические объекты объединяет одна общая характеристика: их конструкции зримы и являют собой архитектурно-композиционную структуру сооружения. Это качество отличает их от обычных зданий, в которых конструкции скрыты за оболочкой стен и покрытий, и внешний вид зданий определяется фасадом.

Это особое качество сооружения — зримость его конструкции — особенно ярко воплотилось в мостах. Мосты строят с учетом оптимальной работы конструкции, использованием лучших современных материалов и. конечно же, в гармоничном сочетании с окружающим ландшафтом, городским или природным.


Архитектура моста зависит также от его четного назначения и места нахождения общепринятой терминологии можно классифицировать по назначению виду транспорта, проезжающего по ним мобильные, железнодорожные.



Мосты в зависимости от назначения и места расположения отличаются друг от друга по размерам, конструкциям и форме. В истории архитектуры немало примеров подлинных произведений садово-паркового искусства, в которых при помощи мостов создавались поистине живописные уголки.

Множество пешеходных мостов и мостиков перекинуты через каналы Санкт-Петербурга, Венеции и других городов, а также вне городов: особенно их много в гористых местностях (Кавказ, Альпы и т.д.).

Развитие транспорта вызвало необходимость строительства крупных мостов. Их назначение стало гораздо шире: кроме пересечения естественных препятствий и водных путей они служат для проведения дорог в разных уровнях.

Существуют совмещенные мосты для различных видов транспорта с проездами в одном или нескольких ярусах. Подходы к ним превратились в сложные разветвленные системы развязочных эстакад, которые занимают значительные участки городской территории и решающим образом влияют на архитектурное формирование среды.

Мост нередко занимает центральное место в большом ансамблевом комплексе, поэтому в соответствии с размерами и обособленным расположением на фоне открытого пространства реки должен обладать высокими архитектурно - композиционными качествами.

Подземные или надземные переходы предусматривают на скоростных автомобильных дорогах и магистральных улицах, отличающихся высокой интенсивностью и скоростью движения наземного транспорта. Они имеют простейшую планировку и представляют собой тоннели-коридоры. Вместе с тем в последние годы все шире применяются развитые в плане переходы. Это целая система распределительных залов и переходов, обеспечивающих доступ пешеходов к различным видам транспорта: метро, автобусам, пригородным поездам и т.д. Часто такие переходы сочетаются с учреждениями торговли, питания и т.д.

В Монреале (Канада) переходы-тоннели образуют цельную, разветвленную по всему плану центра города систему подземных улиц и площадей общей протяженностью около 9 км. Они непосредственно связаны со всеми крупнейшими общественными зданиями, двумя вокзалами, станциями метрополитена, подземной автомагистралью и подземными автостоянками. Здесь также расположен очень растянутый общегородской подземный торговый центр с протяжением фронта витрин до 6 км. Для контраста закрытые тоннельные участки переходов чередуются со световыми озелененными двориками, бассейнами, катками с искусственным льдом, кафе и т.д.

Разделение пешеходных и транспортных путей осуществляется и другим способом: устройством для пешеходов «бульваров-эстакад», поднятых над уровнем земли. Так решен административный центр у площади Дефанс в Париже, торговый центр в Рочестере. США. В центральной части Лос-Анджелеса построена система протяженных на 7 км «бульваров-эстакад», поднятых на 5 м над проезжей частью улиц и площадей. Они пронизывают отдельные кварталы и имеют входы во все крупнейшие здания центра. В зонах расположения станций метро и подземных гаражей к надземным добавляются и подземные переходы.

Существует и третий способ многоярусного решения городской застройки с той ж целью разделения путей пешеходов и транспорта. Чтобы сохранить исторически сложившуюся городскую среду и в то же время обеспечить транспортную доступность центральных объектов города, можно, отдав поверхность земли пешеходам, устроить подземные автомагистрали, автостоянки и гаражи. Та решен проект реконструкции центра Хелъсинки. Новый центр имеет, в основном, представительный и культурно-просветительский характер (Дом конгрессов, Оперный театр филармония, музеи, библиотека). Он решение в виде парка на берегу залива Тееле, где вся разрез улицы Маркет-ист с показом организации движения транспорта и пешеходов (Фила- Рия. США)


Рассмотрим выступающие над землей технические сооружения типа башен, арок и т.п. Этим сооружениям присуща повышенная эстетическая роль в формирование силуэта города. Иногда, появившись как ехническое сооружение, они затем превращаются в знак, символ города, местности.

Известно, что Эйфелева башня, построеная по проекту Гюстава Эйфеля в 1889 г.

Международной парижской выставке, была принята парижанами очень холодно. Чикто не мог предположить, что затем, по стечении времени, она будет восприниматься как произведение искусства и, более того, превратится в символ Парижа. Башня теперь играет одну из центральных ролей в туристической жизни Парижа. Она снабжена фуникулером, поднимающим туристов на первые два уровня, где работают рестораны, кафе, бары, туалеты, а также скоростными лифтами, которые «возносят» туристов

на высоту 300 м, где оборудованы смотровые площадки.

Силуэт Останкинской телевизионной башни (авторы Н. Никитин, Д. Бурдин и др., 1967) также стал неотъемлемой частью панорамы Москвы. Монолитный ствол башни как бы естественно вырастает из земли и, плавно сужаясь, стремительно поднимается вверх.

Новый район Парижа Дефанс в 1989 г. получил прекрасное сооружение: Большую арку. Автор, архитектор И.О. фон Шпрекельсон, создал мощную, величественную постройку, собравшую воедино достаточно разноликий участок района и завершившую историческую ось города.


Хотя арка имеет грандиозные размеры (куб со стороной 105 м и центральным открытым пространством, равным по ширине Елисейским полям), она не подавляет: белизна скрадывает ее размеры. Облицовка из каррарского мрамора, зеркального стекла и светлого металла выполнена великолепно.

В отличие от традиционных арок, которые посвящались историческим датам и играли в основном архитектурно-композиционную роль в структуре города, Большая арка Дефанса, будучи градостроительной доминантой, насыщена техническими новшествами (скоростные лифты, смотровые площадки на «крыше» арки, многочисленные выставочные залы и учреждения обслуживания, а также многоярусное подземное транспортное обеспечение).

Таким образом, можно сказать, что башни, арки и другие технические сооружения, выполняющие доминантные роли в пространстве города, при их талантливом решении, из функционально-конструктивных форм превращаются в высокохудожественные произведения искусства.

3. Малые архитектурные формы

Кроме жилых и общественных зданий, а также крупных технических сооружений (мостов, путепроводов, башен), городскую среду формирует значительное количество сравнительно небольших по объему объектов как декоративного, так и утилитарного характера. Это «вещное» наполнение городских интерьеров и открытых пространств, обеспечивающее осуществление конкретных жизненных процессов.

Малые архитектурные формы по своему характеру и особенно по стилевому решению являются наиболее изменчивым слоем предметно-пространственной среды. В число объектов, относимых к городскому дизайну, входит оборудование различных систем обслуживания города: коммунально-хозяйственных служб (элементы благоустройства, фонтаны, площадки для уборки мусора, туалеты, фонари и светильники и пр.), торговли и справочно-информационной службы (киоски, торговые автоматы, газетные и информационные стенды), связи (телефоны-автоматы, почтовые ящики), транспорта (навесы у остановок, опоры контактной сети, светофоры, дорожные знаки) и т.д.


Оборудование детской игровой площадки у жилого дома в районе Тегель (Берлин). Архит. Ч. Мур. 1987

К сфере городского дизайна относятся также уличная мебель; оборудование различных площадок в жилых кварталах, скверах- парках; устройства для разграничения фугациональных зон (ограды, барьеры между тротуаром и проездом и пр.). Этот перечень дополняют партерные объекты: фонтаны, танце - зальные площадки и театральные арены.


Особая роль в формировании городского дизайна отводится водным объектам и зеленым насаждениям. Сама «природа» искусственной среды, состоящей сплошь из камня, бетона и стекла, нуждается в благоустройстве водоемов и озеленении.

Декоративным водоемам можно придать различную форму в плане, их глубина редко превышает 0,5 м. Чаша таких водоемов, в большинстве случаев, выполнена из железобетона с надежной гидроизоляцией, борта облицованы гранитом, известняком, мрамором, керамическими плитами. Иногда водяные струи являются основой всей композиции. В благоустройстве южных городов широко применяют питьевые фонтанчики.

К зеленым «сооружениям» относятся трельяжи, перголы, беседки, крытые аллеи и отдельно стоящие «зеленые» стенки (легкие сооружения из металла или дерева, обычно увитые вьющимися растениями). В городском благоустройстве широко и с большим эффектом используются просто зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Свободнорастущие и стриженые живые изгороди, иногда ступенчатого профиля, включающие как деревья, так и кустарники, по своим декоративным качествам не уступают самым дорогим материалам вплоть до полированного гранита. Ограждения из растений имеют еще одну немаловажную особенность — помимо своего основного назначения они защищают пешеходов от пыли, выхлопных газов автомобилей и избытка солнечной радиации.