Социально-функциональная роль жилой среды

Биологическая, психологическая, социальная и личностная реакция человека на жилую среду и ее пространственная организация составляют нечто единое, что получило название социально-пространственный комплекс.

Функциональное содержание этого комплекса определяется видами деятельности, происходящими на территории жилой среды: бытовое самообслуживание и хозяйственные обязанности, воспитание детей, игры детей и подростков, физкультура, досуг пожилых людей, прогулки с домашними животными, моционы, любительская деятельность (в том числе и обслуживание автомобилей), пешеходные передвижения к остановкам транспорта и учреждениям бытового обслуживания. В связи с приватизацией жилья могут возникнуть социальные потребности более высокого уровня: самоуправление жильцов, совместное благоустройство территории. В любом случае укрепление социальной общности по месту жительства можно считать явлением положительным, способствующим повышению качества жилой среды.

В основе определения функции пространства лежат наиболее значимые средоформирующие признаки деятельности самих людей. Это интенсивность контактов с другими людьми и интенсивность передвижения. На эти сущностные признаки средовой деятельности накладываются эмоционально-эстетическое восприятие человеком окружающей жилой среды, его психологическое состояние и пространственная обособленность (безлюдность, многолюдность).

Исходя из этих предпосылок, архитектор А.В. Крашенинников разработал диаграмму средового поведения в жилой среде. Совокупность видов деятельности (досуг, общение и т.п.), реализуемых на территории, образует социально-функциональную программу освоения среды. Диаграмма средового поведения определяет весь комплекс социальных и пространственных требований по выполнению этой программы.

Так, если социально-функциональная программа освоения фрагмента среды попадает в левую верхнюю часть диаграммы, то следует предусмотреть следующие условия: обеспечить пространственную изоляцию участка от случайных посетителей; предоставить жителям возможность самим оснастить и оформить этот участок среды; обеспечить постоянный персональный контроль за этим участком; применить индивидуальные средства архитектурной организации среды, делающие ее узнаваемой и уникальной. Этот фрагмент среды называется пространством персонального общения.



Если же социально-функциональная программа освоения среды описывается правой нижней частью диаграммы, то архитектурно-планировочную организацию среды следует вести с учетом ее обобществленности: обеспечить профессиональное проектирование среды на всех уровнях — от планировки до деталей оформления; создать условия наилучшей пешеходной и транспортной связанности с населением, учитывая людность территории; обеспечить условия постоянного публичного контроля; использовать унифицированные и стандартные средства построения, оснащения, оформления среды, обеспечивающие ясность назначения и простоту ориентации. Это — пространство социального контроля.

Кроме этих двух пространств, в жилой среде существует еще пространство пешеходной связанности. Оно характеризуется максимально допустимой удаленностью объектов ежедневного посещения (7—10 мин) и пределом пешеходного передвижения для нетренированного пешехода (20—30 мин).

Для архитектурного освоения любого участка жилой среды необходимо выявить источники социального контроля на данной территории. Ими являются места временного или постоянного нахождения людей: территории рядом с подъездами жилых домов (постоянный персональный контроль жильцов); открытые площадки, лужайки, окруженные зеленью (временный персональный контроль находящихся там людей); маршруты пешеходного движения (временный публичный контроль прохожих); узлы пешеходных коммуникаций, территория рядом с объектами массового посещения (постоянный публичный контроль прохожих и посетителей).

Таким образом, социально-функциональная характеристика участка определяет комплекс архитектурных приемов, обеспечивающих качество среды обитания человека в жилой среде.