Пространственно-временные характеристики

Процесс формирования облика городов всегда растянут на десятки, а чаще сотни лет. Изменения в облике крупнейших городов мира каждый раз фиксировались появлением значительного по масштабу и исключительного по отношению к окружению архитектурного объекта. Такими уникальными объектами, кардинально изменяющими облик городов, в свое время были купеческие башни Вероны, собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Эгфелева башня в Париже и т.д. Эти памятники гарантируют устойчивый облик городов на долгие годы, практически становясь их знаками, символами. Можно сказать, что время выступает как «четвертое измерение» архитектуры, поскольку оно, бесспорно, участвует в становлении облика города.

Восприятие человеком (формирование образа) архитектуры как некоей конструктивной композиции в пространстве также проистекает во времени. Классическим стало описание восприятия памятника индийской архитектуры Тадж-Махала: «На далеком расстоянии господствует силуэт. По мере того, как вы приближаетесь, более отчетливыми становятся свет и тени, пластика сооружения, а затем, когда вы подходите совсем вплотную, его богатство и сложность совершенно поражают Вас. Во всех случаях игра света и тени и точки зрения, с которой здание будет восприниматься, тщательно рассчитаны» (Пол Рудолф).

Но здесь речь идет об отдельно стоящем архитектурном памятнике, что же касается города в целом, то не следует забывать, что это продукт деятельности множества застройщиков, постоянно изменяющих его структуру на основе собственных соображений и вкусов. Будучи в общих очертаниях какое- то время стабильной, эта структура постоянно изменяется в деталях. В ней не бывает окончательного результата — только непрерывная последовательность состояний. Город нельзя воспринимать одномоментно, учитывая его многофункциональность и разнородность, поэтому чаще всего восприятие города не последовательно, а скорее фрагментарно. Все воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, к связанным с ним цепочкам событий, к памяти о прежнем опыте. Таким образом, для создания образа города или его отдельного фрагмента человеку также необходимо время: чем больше его отводится на ознакомление с городом, тем полноценнее формируется образ.

Пешеход, проходя даже по самой короткой улице, тратит на ее преодоление время (недаром люди измеряют расстояние временем — 10 минут ходьбы, 30 минут езды). Он никогда не видит обеих сторон застройки одновременно, т.е. улица как единое целое для пешехода отсутствует. На своем пути пешеход может воспринимать только пространственно-временную последовательность видовых кадров.

В зависимости от типа архитектурно-пространственной среды последовательность видовых кадров может иметь характер постепенный и внезапный.

Постепенная смена видовых кадров основана на чередовании пространств, одинаковых или различных по своим зрительным качествам (размерам, освещенности, конфигурации, степени простоты или сложности, замкнутости или открытости). При этом возникает метрическое, ритмическое и т.п. восприятие пространства.

Внезапная смена видовых кадров возникает, когда пространственно-композиционное решение построено на акцентах и противопоставлении.

Существует еще один фактор, играющий огромную роль в восприятии городской среды. Выше было рассмотрено все многообразие поведения человека в зависимости от характера среды. Так вот, поведение человека не в меньшей степени определяется и временем суток.

Вообще от времени суток в городе в значительной степени зависят многие процессы: перемещение людей на работу и домой, движение грузового транспорта, работа городских служб по уборке улиц, рациональное использование дефицитных пространств, скользящий график работы системы обслуживания. При этом создается такая комбинация, при которой каждый процесс обеспечивается достаточным и наиболее удобным временем.

Таким образом, пространственному проектированию должно сопутствовать повременное проектирование среды. Большинство исследователей, изучающих жизнь города, отмечают, что восприятие различных частей города меняется в зависимости от времени суток.