Монументально-декоративные средства в композиции городской среды

Архитектура города не может обойтись без участия монументальных и декоративных средств, формирующих эмоциональное и культурно-информационное содержание эстетически полноценной городской среды.

Всю совокупность пространственных форм для монументально-декоративного и художественного решения облика города условно делят на четыре группы [49]:

1) произведения монументально-декоративного искусства:

мемориальные комплексы и сооружения, монументы, крупные памятные знаки;

монументально-декоративные живописные панно и рельефы;

отдельно стоящие декоративные пластичные элементы, малые формы;

памятные доски, мемориальные надписи;

2) установки и устройства наглядной агитации и пропаганды:

стационарные и капитальные трибуны и эстрады;

крупные капитальные и стационарные рекламные установки, эмблемы, газосветные лозунги;

крупные установки со сменным оформлением, выставки, флагштоки;

витрины, стенды, стационарные установки, рассчитанные на близкое восприятие;

временное и праздничное оформление, плакаты, флаги, лозунги;

3) бытовая деловая информация: крупные газосветные установки и эмблемы, электрифицированные установки с бегущими надписями, электротабло;

рекламы и витрины магазинов, предприятий общественного питания, кинотеатров и других учреждений общественного обслуживания;

информационные устройства (установки) для пешеходов, фотовитрины, стенды;

информационные устройства (установки) для автотранспорта;

4) общее и специальное благоустройство: газоны, цветники, специальные зеленые насаждения, живые изгороди;

бассейны, фонтаны, декоративные водоемы; декоративное мощение, лестницы, пандусы, подпорные стенки;

балюстрады, решетки, ограды; киоски, павильоны, навесы, перголы, остановки транспорта;

городское оборудование: фонари, урны, скамьи, цветочницы и другие малые архитектурные формы.

При формировании городского пространства следует разделить две основные функции оформления.

Первая — «монументализация» пространства: фиксация его геометрии, определение зоны влияния доминанты, выявление и закрепление архитектурно-художественной темы ансамбля. Эту роль обычно берут на себя памятники, скульптурные и живописные композиции.

Вторая — декоративная организация пространства (городской дизайн), внесение в его среду красочных, живописных, даже «развлекательных» эффектов и мотивов. Эту функцию выполняют элементы рекламы, информационные и бытовые устройства, то есть все виды художественного оформления городской среды, кроме монументального.

Виды монументального искусства в зависимости от объемно-пространственного решения и размещения можно разделить на две основные группы. К первой относятся объемные пластические элементы (трехмерные), воспринимаемые одинаково со всех сторон. Ко второй группе относятся плоскостные элементы.

Объемные монументы делятся на архитектурные и скульптурные. Выбор того или иного из них связан с местом постановки, условиями зрительного восприятия, архитектурно-планировочным решением окружающих пространств, застройки, движением транспорта и другими градостроительно-средовыми факторами.


Архитектурные монументы — обелиски, колонны, стелы, триумфальные арки — по своим размерам значительно превосходят скульптурные. В связи с этим радиус их зрительного восприятия более значителен и нередко достигает сотен метров и даже километров.

Наибольшее распространение нашли столпы типа обелисков, форма и содержание которых весьма разнообразны. Расположенные на больших открытых пространствах, площадях или протяженных магистралях, они воспринимаются с больших расстояний и в условиях современного города могут быть своеобразными композиционными ориентирами.

Объемная скульптура своим участием в формировании пространства решает важную функциональную задачу в становлении композиционной структуры городской среды. Она выполняет роль доминантных и акцентных элементов композиции.

Объемная скульптура может устанавливаться самостоятельно и свободно, а также в композиции какого-либо ансамбля. Установленная на невысоких пьедесталах или на земле в окружении зелени и других элементов ландшафта, на гладких и открытых травяных газонах, легко доступная для обозрения, скульптура художественно обогащает любую среду и город в целом.

К плоскостным элементам монументально-декоративного искусства относятся барельеф, контррельеф и горельеф.

Барельеф и контррельеф, как правило, требуют фронтального рассмотрения. Барельеф — скульптурный рельеф, орнамент, выступающий (в контррельефе — западающий) над плоской поверхностью не более чем на половину своего объема. Горельеф — это скульптурный рельеф или орнамент, выступающий над плоской поверхностью более чем на половину своего объема. Его композиция рассчитана на возможность рассмотрения с трех сторон.

Различные виды скульптурных рельефов и росписи в большой степени связаны со зданием и могут применяться в форме отдельных сюжетных или декоративных панно и вставок. Расположение этих элементов определяется прежде всего схемой движения пешеходов и увязывается с наиболее интересной и последовательной сменой точек их визуального восприятия.


В композиции городского пространства элементы монументально-декоративного и художественного оформления могут играть следующие роли:

доминирующего, главного компонента пространственной структуры;

композиционного акцента «второго nof ка», подчиненного доминанте.

На севере, где мало солнечных дней и в течение продолжительного времени небо пасмурно, преобладает яркая красно-белая колористика (красный цвет в течение дня воспринимается неизменяющимся цветовым тоном). На юге же при очень высокой освещенности насыщенность цвета со временем уменьшается, тона делаются белесоватыми. Поэтому в условиях интенсивной инсоляции, когда притупляется чувствительность зрения, часто создается значительный контраст не только по светлости, но и по цветовому тону (белого с черным, белого с синим, голубого или желтого с черным, голубого или желтого с зеленым, голубого или желтого с синим, белого с зеленым).

Существует несколько подходов определения колористики городской среды. Наиболее концептуальным является метод расположения цветов на генеральном плане города. Этой работе предшествует обследование цветовой палитры отдельных ансамблей, районов города. На генплане имеют различную цветовую характеристику не только отдельные ансамбли, районы, но и застройки различных периодов (1920-х, 1930—1930-х, 1960— 1980-х годов), а также пригород, промышленные зоны и направления главных магистралей.

Наряду с указанием для каждого района или ансамбля его характерной цветовой палитры на генеральном плане показываются наиболее характерные цветовые акценты городской среды, особенно вдоль главных магистралей, а также высотные акценты и т.д.

Одновременно с расположением цветов на генеральном плане выделяют главные магистрали города в целях определения для них приемлемых единиц пешеходного ритма (ЕПР) и единиц транспортного ритма (ЕТР).

Единицы пешеходного ритма употребляют при изучении пешеходных пространств, учете восприятия нижних и средних ярусов городской застройки, которые мелкоразмерны, детализированы, непротяженны и требуют быстрых и динамичных перемен цвета.

Единицы транспортного ритма используют при изучении впечатления от больших пространств городской застройки, восприятие которых значительно обобщено, протяженно и требует четкой смены планов, дифференциации акцентов на общем фоне.

Для пешехода и человека, едущего на транспорте, важно выявить те протяженности, в пределах которых цвет вызывает интерес, а превышение этих протяженностей — чувство монотонности. Таким образом, ЕПР и ЕТР следует учитывать при создании чередующихся цветовых «пятен», т.е. цветовых рядов застройки главных магистралей города.

Как измерить ЕПР и ЕТР? Для динамического зрительного восприятия городской уличной застройки минимальной единицей времени оказываются 3—4 секунды. С другой стороны, с помощью киномонтажа максимальной временной единицей, за пределами которой определенная характеристика на магистрали воспринимается уже монотонной, приняты 60 секунд. Принимая за среднюю временную характеристику 30 секунд (по Ш.Д. Аскарову) и учитывая среднюю скорость движения пешехода в городской среде, получим единицу пешеходного ритма, равную 30 м. Единицы транспортного ритма в среднем будут равны 250 м (при скорости транспорта 30 км/ч), 500 и 1000 м (при скорости 60 и 120 км/ч). При ЕТР, равной 250, 500, 1000 м, целесообразна организация колористики зоны второго плана восприятия, т.е. зданий, групп зеленых насаждений. Единицы транспортного ритма, равные 250 и 500 м, в некоторых ситуациях близки расстояниям между смежными городскими улицами или между остановками общественного транспорта. Это может послужить выявлению цветовых последовательностей на таких пространственных фрагментах города.

Цвет в градостроительных пространствах должен изменяться, во-первых, согласно различным характеристикам этих пространств и, во-вторых, следуя закономерностям цветовых переходов. Основой для определения цветовых переходов является цветовой круг. Фрагмент цветового круга между двумя цветами является исходным для построения цветового ряда. Существует еще цветовая «подкова» (И. Гете). В ней цвета показаны переходными от света к мраку по насыщенности (рис. - на с. 109). В этой «подкове» также представлена палитра 15 цветов. Из выбранного фрагмента цветового круга или «подковы» следует построить цветовой ряд с цветовыми переходами, количественно соответствующими. например, числу зданий на проектируемой улице: у каждого здания будет свой цветовой тон, насыщенность и светлость.

Помимо особенностей построения собственно цветопереходов нужно учесть эмоциональное воздействие того или иного цвето-ряда на ту или иную городскую ситуацию, т е. распределить цвета на дистанции так, что оттенки одного цвета были по возможности «растянуты», а другого — пространственно «сжаты».

Распределение цветовых рядов по магистральным застройкам, по крупным градостроительным районам — общее стратегическое решение цветовой палитры городской среды. Следующим этапом градостроительной колористики является цветовое решение групп зданий и отдельных сооружений. При решении проблемы цветовой организации жилой застройки возможны различные принципиальные схемы:

группы жилых домов и дома внутри каждой группы одного цвета, а роль цветовых акцентов выполняют общественные здания и удельные акцентные жилые дома повышенной этажности и особого месторасположения з композиции группы;

группы жилых домов одинаковы по цветовой композиции, а дома внутри каждой группы отличаются по цвету. В этом случае акцентные здания теряют значения главных акцентов и только дополняют цветовое решение группы;

группы жилых домов различны по цвету, с все дома внутри группы одного цвета. Общественные здания и акцентные жилые дома должны быть увязаны в цветовом отношении с соответствующей группой.

В современной жилой застройке широко используется многоцветная окраска отдельных зон фасада (изменение цвета и цветового рисунка по длине и высоте сооружения для насыщения пластического решения зданий, объединенных в результате индустриального домостроения). Активная цветовая деталировка скрывает равномерную структуру фасада и смягчает его равномерную разлинованность.


Пластика объема здания, в отличие от цвета, опосредованно связана с его назначением, с функцией организуемого пространства и примененными конструкциями, т.е. с конструктивно-пространственной функцией сооружения. Архитектурная пластика бывает объемная, воспринимаемая издали во время движения, и плоскостная пластика фасадов, воспринимаемая вблизи в интерьере города.


Объемная архитектурная пластика подразделяется на функционально-конструктивную, художественно-тектоническую и декоративно-символическую.

Иногда бывает очень трудно провести четкую грань между этими трактовками объемной пластики. Художественно-тектоническая пластика может включать элементы декоративной, а символичность может быть присуща и функционально-конструктивной пластике. Поэтому при отнесении архитектурной пластики объема к тому или иному виду учитывается основная концептуальная установка автора, преобладающая художественная направленность произведения.

При функционально-конструктивном характере архитектурной пластики объема она должна правдиво отражать закономерности структуры внутреннего пространства и не скрывать основные конструктивные элементы, давая реалистическое представление об объемном и конструктивном решении.

Художественно-тектоническая пластика представляет собой эстетическое осмысление конструктивно-пространственной структуры, ясное выражение ее с помощью образного языка, выделение художественными средствами несущей способности основных конструктивных элементов.

Декоративно-символическая пластика, используя эффектные формы и символы, эмоционально воздействует на человека, создает сильное художественное впечатление.

Принцип классификации архитектурной пластики объема может быть проиллюстрирован на примере форм отдельно стоящих опор. Многоугольные в плане каменные столбы северной колоннады египетского храма царицы Хатшепсут в Деир-Эль-Бахари (конец XVI в. до н.э.) имеют функционально-конструктивную пластику [3]. Их приближающиеся к цилиндру стволы меньше загромождают пространство, улучшают обзор, делают удобным проход для людей. Каменная плита, венчающая столб, служит удобной опорной площадкой для уложенных поверху каменных балок. Все пластические формы функционально и конструктивно оправданы (рис. а на с. 113).

Другой характер носит пластическая форма греческой дорической колонны. Та же каменная стоечно-балочная конструкция словно переведена на другой художественный язык. Круглый ствол колонны чуть заметно расширяется в нижней трети, а вверху и внизу слегка сужается. Плавная изящная линия, ограничивающая ствол колонны, создает ощущение напряженности опоры, ее работы под нагрузкой, Словно отвечая тяжести вышележащих каменных блоков, ствол упруго раздался, спружинил и уверенно несет антаблемент, (рис. б на с. 113)



Четко разделяя конструкции здания на несущие, выполняющие функции опор, и несомые, греческий архитектор обогащает их элементами художественной композиции (карнизы, пояски, каннелюры).

Декоративные, увитые виноградной лозой, колонны трапезной Троице-Сергиевой лавры как будто впрямую не претендуют на роль несущего элемента. Весь их нарядный, праздничный вид свидетельствует о призвании украшать парадное здание, предназначенное для торжественных трапез и приема особ царского дома (рис. в на с. ИЗ). Лепные гроздья винограда, яркие краски, обилие орнамента символизируют радости мирской жизни: все это ассоциировалось у русских людей с представлениями о «райских кущах», с красотами неземного бытия.

Все три вида архитектурной объемной пластики применялись в прошлом и используются в современном зодчестве. В XX в. архитектором А. Гауди были созданы фантастические дома-скульптуры, похожие на сложные скальные образования. В них нарушается восприятие тектоники и масштабности, здания строятся на чисто эмоциональном соподчинении элементов, демонстрируют декоративно-символическую объемную пластику.

Плоскостная пластика фасада бывает структурной, орнаментальной и тематической

Фасад, решенный в орнаментальной пластике

Структурная пластика поверхности рассказывает о внутреннем строении объема, его пространственной структуре. Эту пластику формируют такие детали, как пилястры, карнизы, пояски, обрамления проемов и т.п. Структурная пластика подчеркивает опоры, зрительно закрепляет углы, выявляет этажи и т.п.

Орнаментальная пластика, построенная на ритме и симметрии, состоит из композиционно организованных геометрических форм, растительных узоров, изображений птиц, животных, людей и фантастических образов. Спецификой орнаментальной пластики является ее лентообразное или ковровое заполнение плоскости с четким метрическим чередованием однотипных форм и изображений (система повторов).

Тематическая пластика плоскостей состоит из изображений сюжетного или символического рельефа. Они чаще всего занимают наиболее важные и хорошо обозримые места в композиции фасадов, фиксируя главные оси, подчеркивая входы, акцентируя внимание на существенных фрагментах здания. Тематическая пластика может включать одиночные фигуры или символы, а также групповые композиции.

Каждое искусство «пластического ряда» располагает своими собственными средствами выразительности: живопись — цветом, рисунком, скульптура — объемом, пластикой формы, архитектура — пространством, объемом, тектоникой, а также колористикой.