Вы знаете, что на сайте pechi-kaminy-barbeku.ru представлены беседки из натурального дерева.

Функциональная и эстетическая роль водоемов и озелененных пространств

Городские озелененные пространства отвечают определенному функциональному назначению и проектируются в соответствии с принципами садово-паркового искусства.

Озелененные пространства являются элементами единой целостной городской системы озеленения, которая должна гарантировать жизненно необходимое равномерное расположение зеленых покровов в ткани города, что отвечает как санитарно-гигиеническим, так и эстетическим требованиям.

Элементами этой единой системы озеленения являются озелененные пространства, выполняющие различные функции: парки, скверы, бульвары, сады и т.п..

Парк культуры и отдыха располагается в жилой застройке; имеет в составе, кроме озелененных и водных пространств, культурно-просветительные учреждения, развлекательные сооружения и учреждения питания.

Спортивные парки размещаются в максимально возможной близости от жилой застройки; имеют в своем составе спортивные наземные и партерные сооружения.

Ботанические парки и сады максимально удаляют от промышленных предприятий, выбрасывающих в воздух вредные для растительности газы; размеры участка должны обеспечивать размещение коллекции растений согласно научной схеме экспозиции.

Зоологические сады и парки обладают широкой сетью прогулочных тропинок, безопасных для посетителей и обеспечивающих обзор ландшафта, а также капитальными сооружениями для размещения животных и птиц согласно научной схеме экспозиции.

Детские парки размещаются в жилой застройке, при этом они удаляются от основных магистралей, оборудуются всевозможными конструкциями для физического и спортивного развития ребенка. Желательно иметь в составе этих парков учреждения кружкового характера.

Сады размещаются среди жилых зданий, эсенело зависят от местной инициативы, могут иметь сооружения (беседки, скамейки) для персонального общения. В южных районах более распространены фруктовые сады, в северных чаще используют декоративные деревья и кустарники.

Скверы размещаются на улицах, площадях и перед общественными зданиями. Они оборудуются скамейками для отдыха, могут иметь киоски, павильоны обслуживания, архитектурно-декоративные элементы.

Бульвары — озелененные полосы на проезжей части улицы или набережной (если их ширина не менее 40 м), служат для пешеходного движения, кратковременного отдыха, а также выполняют санитарно-защитные функции.


Лесопарки имеют обширные территории (не менее 50 га) вне города, живописные природные условия, удобную транспортную связь с городом.

Зоны массового отдыха предполагают наличие водоемов, пригодных для спортивных занятий и купанья, зеленых насаждений, а также удобных транспортных связей с городом. В составе зоны должны быть спортивные, развлекательные и культурно-бытовые учреждения.

В озеленении городской территории применяют древесные, кустарниковые и травяные насаждения — ковровые газоны (партерная зелень), цветочные посадки, ампельные вьющиеся и свисающие растения, кактусовые и пальмовые экзотические растения для летних высадок и др. Эти виды насаждений могут быть разнообразных форм и сочетаний. Так, возможна высадка древесных и кустарниковых посадок отдельно и группами.

Большой эстетический эффект дает сочетание ковровых газонов с отдельно стоящими небольшими группами деревьев, живописными группами кустов, цветочными посадками — клумбами, куртинами и т.п. Такой прием способствует четкому восприятию архитектурного пространства городской среды и одновременно придает ей композиционную целостность и законченность.

Следует различать регулярную и свободную посадку деревьев. Регулярная (периметральная) схема озеленения представляет собой преимущественно посадки вдоль улиц и бульваров. Расстояние между деревьями в ряду 3—5 м. Свободная схема посадки деревьев, так называемыми купами, применяется на больших участках, позволяющих осуществлять разнообразные композиции.

Архитектурная композиция плана парка, сада, сквера и любого другого озелененного участка характеризуется компоновкой различных частей территории, размещением площадок или сооружений, насаждений, направлением дорог, определенными размерами всех элементов, входящих в состав данного пространства. Весьма существенной стороной композиции плана является организация пространства и перспективы, т.е. вида с различных точек. В одних случаях то или иное пространство на озелененной территории может быть ограничено растительностью или зданиями, и тогда образуются замкнутые перспективы. В других случаях пространство организуется так, что открываются глубокие, открытые перспективы.

Композиция плана в садово-парковом искусстве решается тремя различными приемами: регулярным (геометрическим), пейзажным и смешанным.

Регулярный прием иногда называют классическим, так как он характеризуется четким разграничением территории на части правильного геометрического очертания, обычно симметрично расположенные, преобладанием прямых и широких аллей, правильной геометрической формой площадок, водоемов, цветников, применением формованных (стриженых) деревьев и кустарников. Родоначальники классического приема садово-паркового искусства — мастера эпохи Возрождения в Италии, Андре Ленотр — во Франции, Леблон — в России и др.

Пейзажный планировочный прием (иногда его именуют ландшафтным, или живописным) характеризуется свободной группировкой деревьев, кустарников, цветов, неправильной формой водоемов и площадок, а также преобладанием извилистых дорожек. Родоначальники живописного парка — англичане Рептон, Вильям Кент и др.

Смешанный планировочный прием заключается в сочетании регулярного и пейзажного приемов.

В создании садово-парковой композиции важную эстетическую роль играют водные поверхности — озера, реки и декоративные бассейны. Водоемы способствуют созданию большего количества уютных уголков и разнообразных видовых площадок. Водная поверхность как контрастная камню и зелени фактура разнообразит палитру окружающей материальной среды и формирует полноценность ландшафта.

Общие принципы разработки и этапы формирования городских пространств

Город как сложный организм находится в постоянного развития в пространстве и изменения во времени. Отдельные асстройки, фрагменты улиц, целые дворы и площади иногда видоизменяются до неузнаваемости. В этой связи очень важно, чтобы сохранялось чувство узнаваемо- ста места, закрепленное в его памяти как облез. Какие бы изменения ни происходили в эзродской среде, типы зданий, улиц, площадей суммируются в восприятии горожанина в atcbHoe представление об образе города.

шло в далекое прошлое время, когда ар- вггектор проектировал объект изолированно гг той среды, где предполагалось его построить. Стало общепризнанным, что стратеги- жсхая цель градостроительства — движения от «архитектуры объекта» к «архитекту- Ж среды». Современная урбанистическая концепция повысила роль городского культур- jr.ro окружения (городского контекста) в фомировании образа города. В основу этой ¦ОЕцепции положены два принципа: «незащищенность» фрагмента городского пространства и его «овременение».

Принцип «незавершенности» означает, же каждая улица, площадь, ансамбль, любой городской среды не может быть единожды окончательно решенным, а служит лишь Виктором для создания соответствующего жанра. Известный архитектор Г.И. Батикли, будучи автором и руководителем по реконструкции старого Тбилиси, говорил: «Надо оставить завтрашнему дню возможность самовоспроизведения, иначе мы в наследство мертвый организм».

Конечно, это не означает полное исключение законченных самодостаточных объектов пространств, характерных для классических образов. Просто любая профессиональна» теология не может быть универсальной вечной. Вырабатывается новая трактовка закономерностей масштаба, пластики, проникнутая ощущением многомерного» и безграничности пространственного, что позволяет видеть новые грани прекрасного в архитектуре, меняющейся как по форме, так и во времени.

Вот эта изменчивость, а по выражению японских метаболистов «саморазвитие» градостроительных структур, и рождает новые художественные формы, непривычные эстетические идеалы независимо от того, строится ли объект, обживается или функционирует относительно стабильно. Не законченное всегда волнует мысль своими потенциальными возможностями дальнейшего развития, дает живой материал для творческой работы.

Принцип «незавершенности» рождает совершенно новый подход в проектировании: отказ от идеальных градостроительных схем, от веры в генеральный план как в «закон» в пользу ситуативно изменяемых программ. А это уже — «непрерывное проектирование». При этом кардинально меняется и композиционная логика: от статически детерминированной (Версаль, Санкт-Петербург) к динамически вероятностной (Токио-1960) [58].

Если пионеры современной архитектуры привнесли в архитектурную теорию в качестве центрального понятна «пространство», то теоретики 1970-х годов перенесли акцент на понятие «времени», называя его четвертым измерением в архитектуре.

Принцип «повременения» пространства — это обогащение его элементами времени. Само развитие города — процесс стадийный. Его рост, усложнение, перестройка структуры проходят от стадии к стадии с изменением хозяйственного, социального, политического статуса города. И все это не может происходить вне времени. Войны, бесконечные разрушения уносят в небытие шедевры архитектуры. Академик Д.С. Лихачев писал, что утраты памятников культуры невосстановимы, ибо они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой и с определенными мастерами.

У горожан исторически сформировалось и в связи с расширением реконструктивных работ усилилось обостренное чувство целостности города, когда снос даже рядового сооружения нарушает целостность среды, вызывает у людей чувство утраты, ощущение «обрывов» в истории города.

Характерно, что в качестве сохраняемого в процессе изменения историко-культурного наследия все чаще выступают уже не единичные сооружения-памятники и даже не отдельные участки сложившейся городской среды, а общее пространственное построение исторически сложившейся части города. Г.И. Батиашвили говорил по этому поводу: «Структура старого города — это уже памятник».

Однако было бы неверно думать, что в своем изменении и развитии городской организм выступает как нечто однородное. Городская среда состоит, с одной стороны, из устойчивых, действующих длительное время частей, а с другой — из элементов, подверженных быстрым изменениям.

Относительно устойчивые части городской среды включают исторические наслоения, закрепившиеся в коллективном самосознании. Эти элементы придают физическому характеру города особые черты.

В дополнение исторически сложившимся формам архитектуры городской среды придают уютный, единый и современный вид дизайнерские элементы, подверженные быстрым изменениям; они характеризуют функциональный аспект среды. Процесс формирования городского пространства состоит из следующих этапов:

проектирования и строительства; обживания;

стабильной эксплуатации: реконструкции.

На первом этапе проектирования и строительства предварительно фиксируется геометрия пространства, уточняются его размеры и основная композиционная форма. Пространство в целом направлено на выявление и закрепление архитектурно-художественной идеи. В некоторых случаях этот этап может растянуться на десятилетия, в течение которых эксплуатационные возможности данного фрагмента опережают его художественные достоинства.

Следующий этап, названный этапом обживания, наступает, когда основные архитектурно-пространственные характеристики данного фрагмента уже сложились, но система его декоративно-художественных решений еще не определилась. При этом вступает в силу система обустройства, которая совершенствует функционально-пространственную основу: пешеходные (наземные и подземные) переходы, рекламные и информационные установки, благоустроенные площадки отдыха, яркие витрины и павильоны обслуживания, элементы декоративного искусства, дороги, озеленение партера и т.п.

Даже когда наступает этап стабильной эксплуатации пространства, продолжается насыщение его «вторичными» формами среды — яркими рекламами, ухоженными газонами, маркизами на окнах магазинов. Стабильность же пространства можно определить устойчивостью архитектурного «фона».

Неизбежная моральная и физическая амортизация дизайнерской среды объясняется трансформацией вкусов и идеалов горожан, переменой в социальном климате и функциональной наполненности фрагмента.

Стабильный этап городского интерьера предполагает многочисленную деформацию его облика за счет «вторичных» форм при относительно устойчивом архитектурном фоне. Тем не менее изменения в социальной жизни, ведущие к необходимости переработки устоявшихся элементов среды, возникают каждый раз на новом витке истории. И тогда наступает этап реконструкции. В современном градостроительстве выделяют два основных вида реконструкции: реконструкцию планировочной структуры всего города и реконструкцию отдельных, исторически сложившихся районов, фрагментов среды. Реконструкция планировочной структуры города влечет за собой изменения отдельных его элементов и территорий, структурных связей между ними, их внутренней функциональной и композиционной организации.

Реконструкция отдельных фрагментов городской среды также отражается на жизнедеятельности всего города. Реконструкция выступает как инструмент, обеспечивающий развитие города. А поскольку она начинается с проектирования, то с этого как бы начинается новый виток по спирали многовекового пути развития города.